12.09.2023

Первичная оценка коммуникативного развития пациента

В нашем центре ежегодно проходят реабилитацию пациенты с различными диагнозами, такими как церебральный паралич, дизартрия, алалия, расстройство аутистического спектра.

В нашем центре ежегодно проходят реабилитацию пациенты с различными диагнозами, такими как церебральный паралич, дизартрия, алалия, расстройство аутистического спектра. Каждый диагноз имеет свои особенности и течение, может включать смежные заболевания или трудности. В ЦДП превалирует командная оценка возможностей и развития ребёнка. Важной составляющей работы специалистов центра детской психоневрологии оценка двигательных, интеллектуальных, эмоциональных и речевых компонентов развития ребёнка. Каждый специалист важен в направлении, в котором работает. Частичное понимание смежных дисциплин помогает полно оценить и направить в нужное русло лечение и реабилитацию пациента. Например, без понимания уровня коммуникативного развития пациента специалисту сложно оценить комфорт ребёнка, его интеллектуальные способности. Так, в обязанности медицинского психолога входит оценка уровня развития высших психических функций ребёнка не зависимо от уровня коммуникации ребёнка. Существуют ряд вопросов, помогающих оценить коммуникативное поведение, они будут представлены далее и включать в себя ряд привычных и мало осознаваемых нами способов, таких как звуки и невербальные методы. Важно понимать, что звуки, взгляды, мимика, любой жест могут иметь смысл или в дальнейшем быть закреплёнными за определённым сообщением ребёнка. Именно поэтому дальнейшие вопросы, помогут понять пациента быстрее.

Вопросы по коммуникативному поведению

Вокализация:

Какие звуковые выражения произносит ребёнок? При каких случаях (ситуациях, людях) наблюдаются звуковые высказывания? Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением (реакция на обращение; просьба о внимании, предмете или действии; протест; радость; комментарий; объяснение; социальная функция)?

Взгляд:

Наблюдает ли ребёнок своё окружение? Наблюдает ли ребёнок за определёнными людьми? Есть ли различие в визуальном поведении по отношению к знакомым и незнакомым людям? Следит ли ребёнок за другими людьми, если они попадают в его поле зрения? Делает ли ребёнок различие в визуальном поведении между предметами и людьми? Замечает ли ребёнок визуально интересные объекты, которые находятся в поле их зрения? Может ли ребёнок выдерживать зрительный контакт, если кто-то с ним разговаривает? Отводит ли ребёнок взгляд или избегает его? Может ли ребёнок через взгляд указать на желание привлечении внимания, на предпочитаемые объекты, действия, ситуации? Может ли ребёнок через движения взгляда показать о своём решении, от чего-то отказаться или протестовать против чего-либо?

Мимика и выражение лица:

Может ли ребёнок при помощи мимики понятно выражать чувства (например, радость, удивление, грусть, ярость, страх)? Соответствует ли выражение лица ситуации? Может ли ребёнок в определённой степени сознательно контролировать своё мимическое поведение? Отвечает ли ребёнок подходящей для ситуации мимикой на вопросы, высказывания или другие замечания? Есть ли неясности при интерпретировании выражений лица? Появляются ли выражения лица спонтанно? Общается ли ребёнок при помощи мимики в соответствующем контексте с другими людьми?

Жестикуляция:

Проявляет ли ребёнок целенаправленные двигательные движения к чему-либо или к людям в какой-либо ситуации? Использует ли ребёнок движения тела для достижения чего-либо в своей среде? Усиливаются или ослабляются неконтролируемые движения во время определенных действий, в определённой среде или при определённых людях? Использует ли ребёнок жесты для привлечения к себе внимания? Может ли ребёнок использовать жесты для выражения основных потребностей? Связны ли жесты с другими формами коммуникации?

Интерактивное поведение:

Реагирует ли ребёнок на обращение? Реагирует ли ребёнок на разумные требования? Есть ли различия в реакциях на собеседников или на контекст? Инициирует ли ребёнок коммуникативные интеграции? Есть ли различия по отношению к собеседникам или к контексту при инициировании разговора? Проявляет ли ребёнок разумное “turn-taking» поведение? Как реагирует человек при недоразумениях? Отвечает ли ребёнок на дополнительные вопросы при повторениях/уточнениях для снятия недоразумений? Может ли человек при не совсем понятных ситуациях прибегать к альтернативным формам коммуникации? Может ли человек эффективно общаться при помощи своих существующих способностей/коммуникативной системы внутри своей среды и с ней?

Последние новости

Единственный священник Русской православной церкви в Индии

В Туле самое интересное из уст индуса: единственный священник Русской православной церкви в Индии на 1 миллиард 425 миллионов человек.

Под Тулой водитель не увидел проблемы во временной дорожной разметке

И снова представляем вашему вниманию очередное видео от одного из наших постоянных авторов, Дмитрия Л. Запись сделана на 6-м км М-2 подъезда к Туле.

В Пролетарском округе Тулы водитель пытался проскочить на железнодорожном переезде, но застрял

В Пролетарском округе Тулы водитель легкового автомобиля застрял на железнодорожном переезде.

Card image

Биржевой индекс, который ежедневно по итогам торгов рассчитывает АО "Национальная товарная биржа" (НТБ)

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *