Слово Божие ̶ на языке жестов
При православном храме Димитрия Солунского в Пролетарском округе Тулы формируется община слабослышащих и глухих прихожан.
При православном храме Димитрия Солунского в Пролетарском округе Тулы формируется община слабослышащих и глухих прихожан. Корреспонденты «Тулы» побывали на занятии воскресной школы общины и узнали, что почему люди сюда тянутся даже с другого конца города.
В день Марии Египетской
Мы пришли на занятие во время Великого поста. В комнате за столом сидят матушка Мария , которая и проводит урок, сурдопереводчик Павел Петров (он же заместитель руководителя ВОГ в регионе) и четверо учеников воскресной школы для взрослых. В комнате уютно – по стенам книги, на столе – чай с угощеньем, а за окном незнамо откуда взявшийся в апреле снег густо падает на деревья над могилами старого кладбища. И при взгляде в окно кажется, что мы сидим в избушке в дремучем лесу.
̶ Я сегодня расскажу вам о празднике святой Марии Египетской, ‒ говорит матушка. ̶ Итак, преподобная Мария ‒ единственная женщина, которая поминается на службе Великого поста. Ей молятся люди, которые хотят исправить свою жизнь. Хотя, конечно, нет такого святого, которому нужно молиться только о здоровье или только о деньгах, они все нам помогают.
Далее следует рассказ о том, как великая святая была в начале своей жизни великой грешницей, как поплыла она в Иерусалим, как не могла зайти в храм и поклониться кресту. И как потом начала плакать и каяться, и как ушла в пустыню с тремя хлебами…
Наша, современная Мария пока плохо знает жестовый язык, но для наглядности рассказа пытается хоть что-то показать. Быстро встав с места, она изображает, как будущая святая стучалась в храм и как невидимая сила не пускала ее. Подносит руки к лицу, говоря о том, как оно у святой опухло от слез.
Ученики, не отрываясь, смотрят на матушку Марию (а она тоже старается встречаться с ними взглядом), но главное – на переводчика Павла Ивановича. Пальцы его без устали перетекают из одного жеста в другой, губы подчеркнуто артикулируют слова. «Как же он не устает?» ‒ приходит на ум где-то через полчаса занятия, а значит, его усердной работы.
̶ История Марии Египетской показывает нам, что христианин ‒ не тот, кто не падает, а тот, кто поднимается, ̶ говорит матушка, делая паузы, чтобы Павел мог перевести. ̶ Так и преподобная Мария из порока и разврата стала святой. В Евангелии есть отрывок, в котором говорится о том, что господин дал своим работникам одинаковую плату – и тому, кто пришел в три часа, и тому, кто пришел в шесть, и тем, кто пришел позже. Как мы должны это понимать? Для Господа время – совершенно другое понятие, нежели для нас. Он ждет нас в последнюю минуту. Даже если вы попоститесь совсем недолго ради Него, то это уже будет большое дело…
За окном – деревья и снег. Кажется, где-то там, в бесприютности до сих пор ходит преподобная Мария со своими тремя хлебами.
Донести красоту богослужения
У матушки Марии Елисеевой судьба не простая судьба. В юном возрасте она потеряла маму, родных не было… При этом в беседе она производит впечатление счастливого человека.
Рассказывает, что началось все с того, что ее мужа отца Александра, клирика храма Димитрия Солунского, и ее самое настоятель благословил заниматься общиной слабослышащих. Отец Александр посещал специальные курсы, семинары по жестовому языку, а матушке когда этим заниматься, с двумя маленькими детьми? Изучает жестовый язык когда и как придется, по видео из интернета. Батюшка может уже служить службу для формирующийся общины, исповедовать ее членов. Это очень важно, ведь исповедь – одно из важнейших христианских таинств, к тому же оно предшествует другому таинству – евхаристии. И если священник не знает языка жестов, то слабослышащим почти невозможно к этим таинствам приобщиться.
А матушка Мария – она, можно сказать, батюшкин заместитель по общественной деятельности.
̶ Мы сделали чат в Вотсап, группу в соцсетях, общаемся со слабослышащими в основном там. Как-то в начале весны нашла нас женщина верующая, из такой же общины Санкт-Петербурга. Пишет: а давайте мы приедем, встретимся. Я говорю: ой, давайте, конечно! Муж мне: как мы всё организуем? А я: все будет хорошо, сможем, а они с нами опытом поделятся.
В итоге приехали, вместе службу отстояли, на экскурсию съездили.
А еще Мария занимается с детьми из специализированной школы-интерната. Ее даже туда звали преподавать на постоянной основе, но ей пока не до этого. Уже в конце беседы узнаю, что Мария ̶ по образованию регент хора, училась в Троице-Сергиевой лавре.
̶ Это ведь парадокс, что вы – регент, а работаете с теми, кто не может слышать музыку!
̶ Это парадокс. Но, может, и нет. Мне хочется им принести то ощущение, которое я, когда была ребенком и первый раз пришла в храм, испытала. Это была ночная служба. У меня прямо мурашки тогда по телу пошли. Красоту вот этого богослужения, отчасти музыку, мне хочется донести до них.
Сначала, когда они с о. Александром только начинали работать, дело не клеилось, потом поняли, что надо отдавать больше эмоций, больше позитива, и дело пошло на лад.
Паства, получившая окормление
‒ Несколько лет назад на высшем церковном совете возник вопрос об окормлении людей с ограниченными возможностями, ‒ рассказывает предысторию настоятель храма Димитрия Солунского, председатель издательского отдела Тульской епархии протоиерей Максим Троеглазов. ‒ Святейший Патриарх обратил внимание на то, что эта часть паствы остается без окормления. Он сказал, что слово Божие, евангельское слово для них по тем или иным причинам недоступно. И после были приняты меры, чтобы положение исправить. В нашей епархии отца Александра Елисеева, клирика храма Димитрия Солунского, мы избрали как талантливого священника, который может изучить жестовый язык, и создать при нашем храме православную общину слабослышащих.
Настоятель дал отцу Александру и его матушке послушание создавать общину, знать всех ее членов по именам, вникать в их проблемы.
‒ Мы их интегрируем в нашу общину, ‒ говорит отец Максим. ‒ Мы сейчас начали уже детей слабослышащих учить сценкам, пантомимам. Они выступают на наших праздниках. Мы хотим создать единую семью храма Димитрия Солунского.
По его словам, главная задача даже не в том, чтобы эти прихожане знали назубок молитвы и богослужение, а просто, чтобы они поняли ‒ в храме им хорошо и им здесь рады. Ведь долгие годы духовную пищу они черпали у адвентистов и баптистов – в ожидании, когда же к ним лицом повернется Русская Православная церковь. И дождались.
Насыщенный урок
…Вторая часть занятия в воскресной школе для слабослышащих – это изучение жестов, обозначающих различные церковные понятия. Параллельно с созданием общин в стране идет работа над разработкой общих жестов – раньше в каждом городе придумывали свои, сейчас всё упорядочивается. Мария подсматривает в шпаргалку – обучающее видео, и они вместе с сурдопереводчиком Павлом Ивановичем повторяют жест, а вслед за ними – и ученики школы. Параллельно Мария объясняет, что означает то или иное понятие. Третья же часть занятия – изучение молитв на жестовом языке. Их и матушка Мария уже знает неплохо.
Урок получается весьма насыщенным. В конце одна из слушательниц, Галина Невструева (она сегодня впервые пришла на занятие), говорит Марии «спасибо» и объясняет:
‒ Я всегда хожу в церковь – народ идет и я иду, ставлю свечи за здравие, за упокой, но как молиться – совершенно не знаю. Я рада, что пришла сюда, в эту группу, это то, что мне нужно. И рассказываете вы с душой!
Галина рассказывает, как в детстве ее привели в храм, сказав, что она сможет там поиграть. На деле же оказалось, что нужно долго стоять, причем без толку. Конечно, впечатление осталось ужасным. И самое обидное, что не понять ничего. Что мы, третьесортные какие-то, что ли?
‒ Не называйте себя так, пожалуйста, ‒ горячо убеждает Мария. ‒ Вы хорошие люди. Если у человека случается какая-то беда, то нужно смотреть, зачем это ему дается. У всех свои несчастья. У меня, например, мама умерла… Возможно, вы столько грязи могли бы в жизни услышать, но не услышали из-за своего недостатка.
Как мы позже узнали, Галина Георгиевна занимается работой с ветеранами в отделении Всероссийского общества глухих, и она надеется поделиться информацией со своими подопечными.
Другая прихожанка, Валентина Федоровна Красневич , пришла сюда не в первый раз. Добираться до храма тяжело, тем более, что идти к нему приходится прямо по проезжей части, да и в ногах у пожилой женщины сил мало ‒ и тем не менее даже в плохую погоду она нашла возможность прийти.
‒ Я воспитана в атеистической стране, а здесь, в этом храме, на этих занятиях обретаю радость, успокоение, начинаю понимать, как молиться и что в храме происходит.
С гордостью Валентина Федоровна говорит о том, что в храме Димитрия Солунского ее внучка приняла крещение…
Занятие еще продолжается, когда мы уходим. Снег по-прежнему летит в лицо, на деревья, на маленький храм. Но, ложась на землю, он тает.
Татьяна Моторина
Фото: Екатерина Коновалова
В день Марии Египетской
Мы пришли на занятие во время Великого поста. В комнате за столом сидят матушка Мария , которая и проводит урок, сурдопереводчик Павел Петров (он же заместитель руководителя ВОГ в регионе) и четверо учеников воскресной школы для взрослых. В комнате уютно – по стенам книги, на столе – чай с угощеньем, а за окном незнамо откуда взявшийся в апреле снег густо падает на деревья над могилами старого кладбища. И при взгляде в окно кажется, что мы сидим в избушке в дремучем лесу.
̶ Я сегодня расскажу вам о празднике святой Марии Египетской, ‒ говорит матушка. ̶ Итак, преподобная Мария ‒ единственная женщина, которая поминается на службе Великого поста. Ей молятся люди, которые хотят исправить свою жизнь. Хотя, конечно, нет такого святого, которому нужно молиться только о здоровье или только о деньгах, они все нам помогают.
Далее следует рассказ о том, как великая святая была в начале своей жизни великой грешницей, как поплыла она в Иерусалим, как не могла зайти в храм и поклониться кресту. И как потом начала плакать и каяться, и как ушла в пустыню с тремя хлебами…
Наша, современная Мария пока плохо знает жестовый язык, но для наглядности рассказа пытается хоть что-то показать. Быстро встав с места, она изображает, как будущая святая стучалась в храм и как невидимая сила не пускала ее. Подносит руки к лицу, говоря о том, как оно у святой опухло от слез.
Ученики, не отрываясь, смотрят на матушку Марию (а она тоже старается встречаться с ними взглядом), но главное – на переводчика Павла Ивановича. Пальцы его без устали перетекают из одного жеста в другой, губы подчеркнуто артикулируют слова. «Как же он не устает?» ‒ приходит на ум где-то через полчаса занятия, а значит, его усердной работы.
̶ История Марии Египетской показывает нам, что христианин ‒ не тот, кто не падает, а тот, кто поднимается, ̶ говорит матушка, делая паузы, чтобы Павел мог перевести. ̶ Так и преподобная Мария из порока и разврата стала святой. В Евангелии есть отрывок, в котором говорится о том, что господин дал своим работникам одинаковую плату – и тому, кто пришел в три часа, и тому, кто пришел в шесть, и тем, кто пришел позже. Как мы должны это понимать? Для Господа время – совершенно другое понятие, нежели для нас. Он ждет нас в последнюю минуту. Даже если вы попоститесь совсем недолго ради Него, то это уже будет большое дело…
За окном – деревья и снег. Кажется, где-то там, в бесприютности до сих пор ходит преподобная Мария со своими тремя хлебами.
Донести красоту богослужения
У матушки Марии Елисеевой судьба не простая судьба. В юном возрасте она потеряла маму, родных не было… При этом в беседе она производит впечатление счастливого человека.
Рассказывает, что началось все с того, что ее мужа отца Александра, клирика храма Димитрия Солунского, и ее самое настоятель благословил заниматься общиной слабослышащих. Отец Александр посещал специальные курсы, семинары по жестовому языку, а матушке когда этим заниматься, с двумя маленькими детьми? Изучает жестовый язык когда и как придется, по видео из интернета. Батюшка может уже служить службу для формирующийся общины, исповедовать ее членов. Это очень важно, ведь исповедь – одно из важнейших христианских таинств, к тому же оно предшествует другому таинству – евхаристии. И если священник не знает языка жестов, то слабослышащим почти невозможно к этим таинствам приобщиться.
А матушка Мария – она, можно сказать, батюшкин заместитель по общественной деятельности.
̶ Мы сделали чат в Вотсап, группу в соцсетях, общаемся со слабослышащими в основном там. Как-то в начале весны нашла нас женщина верующая, из такой же общины Санкт-Петербурга. Пишет: а давайте мы приедем, встретимся. Я говорю: ой, давайте, конечно! Муж мне: как мы всё организуем? А я: все будет хорошо, сможем, а они с нами опытом поделятся.
В итоге приехали, вместе службу отстояли, на экскурсию съездили.
А еще Мария занимается с детьми из специализированной школы-интерната. Ее даже туда звали преподавать на постоянной основе, но ей пока не до этого. Уже в конце беседы узнаю, что Мария ̶ по образованию регент хора, училась в Троице-Сергиевой лавре.
̶ Это ведь парадокс, что вы – регент, а работаете с теми, кто не может слышать музыку!
̶ Это парадокс. Но, может, и нет. Мне хочется им принести то ощущение, которое я, когда была ребенком и первый раз пришла в храм, испытала. Это была ночная служба. У меня прямо мурашки тогда по телу пошли. Красоту вот этого богослужения, отчасти музыку, мне хочется донести до них.
Сначала, когда они с о. Александром только начинали работать, дело не клеилось, потом поняли, что надо отдавать больше эмоций, больше позитива, и дело пошло на лад.
Паства, получившая окормление
‒ Несколько лет назад на высшем церковном совете возник вопрос об окормлении людей с ограниченными возможностями, ‒ рассказывает предысторию настоятель храма Димитрия Солунского, председатель издательского отдела Тульской епархии протоиерей Максим Троеглазов. ‒ Святейший Патриарх обратил внимание на то, что эта часть паствы остается без окормления. Он сказал, что слово Божие, евангельское слово для них по тем или иным причинам недоступно. И после были приняты меры, чтобы положение исправить. В нашей епархии отца Александра Елисеева, клирика храма Димитрия Солунского, мы избрали как талантливого священника, который может изучить жестовый язык, и создать при нашем храме православную общину слабослышащих.
Настоятель дал отцу Александру и его матушке послушание создавать общину, знать всех ее членов по именам, вникать в их проблемы.
‒ Мы их интегрируем в нашу общину, ‒ говорит отец Максим. ‒ Мы сейчас начали уже детей слабослышащих учить сценкам, пантомимам. Они выступают на наших праздниках. Мы хотим создать единую семью храма Димитрия Солунского.
По его словам, главная задача даже не в том, чтобы эти прихожане знали назубок молитвы и богослужение, а просто, чтобы они поняли ‒ в храме им хорошо и им здесь рады. Ведь долгие годы духовную пищу они черпали у адвентистов и баптистов – в ожидании, когда же к ним лицом повернется Русская Православная церковь. И дождались.
Насыщенный урок
…Вторая часть занятия в воскресной школе для слабослышащих – это изучение жестов, обозначающих различные церковные понятия. Параллельно с созданием общин в стране идет работа над разработкой общих жестов – раньше в каждом городе придумывали свои, сейчас всё упорядочивается. Мария подсматривает в шпаргалку – обучающее видео, и они вместе с сурдопереводчиком Павлом Ивановичем повторяют жест, а вслед за ними – и ученики школы. Параллельно Мария объясняет, что означает то или иное понятие. Третья же часть занятия – изучение молитв на жестовом языке. Их и матушка Мария уже знает неплохо.
Урок получается весьма насыщенным. В конце одна из слушательниц, Галина Невструева (она сегодня впервые пришла на занятие), говорит Марии «спасибо» и объясняет:
‒ Я всегда хожу в церковь – народ идет и я иду, ставлю свечи за здравие, за упокой, но как молиться – совершенно не знаю. Я рада, что пришла сюда, в эту группу, это то, что мне нужно. И рассказываете вы с душой!
Галина рассказывает, как в детстве ее привели в храм, сказав, что она сможет там поиграть. На деле же оказалось, что нужно долго стоять, причем без толку. Конечно, впечатление осталось ужасным. И самое обидное, что не понять ничего. Что мы, третьесортные какие-то, что ли?
‒ Не называйте себя так, пожалуйста, ‒ горячо убеждает Мария. ‒ Вы хорошие люди. Если у человека случается какая-то беда, то нужно смотреть, зачем это ему дается. У всех свои несчастья. У меня, например, мама умерла… Возможно, вы столько грязи могли бы в жизни услышать, но не услышали из-за своего недостатка.
Как мы позже узнали, Галина Георгиевна занимается работой с ветеранами в отделении Всероссийского общества глухих, и она надеется поделиться информацией со своими подопечными.
Другая прихожанка, Валентина Федоровна Красневич , пришла сюда не в первый раз. Добираться до храма тяжело, тем более, что идти к нему приходится прямо по проезжей части, да и в ногах у пожилой женщины сил мало ‒ и тем не менее даже в плохую погоду она нашла возможность прийти.
‒ Я воспитана в атеистической стране, а здесь, в этом храме, на этих занятиях обретаю радость, успокоение, начинаю понимать, как молиться и что в храме происходит.
С гордостью Валентина Федоровна говорит о том, что в храме Димитрия Солунского ее внучка приняла крещение…
Занятие еще продолжается, когда мы уходим. Снег по-прежнему летит в лицо, на деревья, на маленький храм. Но, ложась на землю, он тает.
Татьяна Моторина
Фото: Екатерина Коновалова
Последние новости
Дмитрий Миляев принял участие в акции «Ёлка желаний» в Кремле
20 декабря в Большом Кремлевском дворце Губернатор Дмитрий Миляев принял участие в ежегодной акции «Ёлка желаний».
Дмитрий Миляев подписал Закон о бюджете Тульской области на будущий год
Губернатор Дмитрий Миляев подписал Закон «О бюджете Тульской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».
В Тульской области определены дополнительные категории предпринимателей, которым будет оказываться поддержка
Губернатор Дмитрий Миляев подписал Закон «О регулировании отдельных отношений, связанных с поддержкой лиц, осуществляющих на территории Тульской области предпринимательскую деятельность».
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи
Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Сарове