О благотворительности в Узловой
5 сентября Международный день благотворительности. Уже 7,5 лет в Узловой существует некоммерческая благотворительная организация «Дельфин».
5 сентября Международный день благотворительности. Уже 7,5 лет в Узловой существует некоммерческая благотворительная организация «Дельфин». Руководит ею мама троих детей Лилия Храменкова. Направление работы разнообразное, в основном семьи с детьми-инвалидами. В организации пять основных векторов деятельности – «Самая лучшая мама», «Вместе справимся с бедой», «Дорога добра», «Подари радость ближнему», «Летняя оздоровительная площадка». Ребята-волонтеры на вопрос, что для них благотворительность, без запинки отвечают: «Жизнь! Это смысл жизнь, мы без этого не существуем. Частые выступления – это не просто работа, это уже частичка нас самих, мы без этого не можем».
Организатор и волонтеры в шутку о себе говорят, наш девиз: «Догнать и причинить добро»!
- Лилия Викторовна, как пришла идея создать благотворительный центр, вам кто-то помогал в работе?
- Став многодетной матерью, я работала в организации, занимающейся многодетными семьями, возникла идея создать свою с упором на благотворительность, на детей-инвалидов. Помогали очень много людей, всех перечислить сложно. Много семей, особенно многодетных. Есть те, кого уже нет на этой земле, и это огромная утрата для всех нас.
- В чем заключается работа благотворительного центра?
- В центре пять основных направлений. Стараемся больше не брать, все не охватишь, в приоритете долгосрочные проекты. Лучше мы съездим, к примеру, в Николо-Жупанский дом для инвалидов один раз в году, но зато каждый год. Огромный проект центра - «Дорога добра».
- Расскажите о нем поподробнее?
- «Дорога добра» – это благотворительный праздник. Начали мы его 5 лет назад. Выбирали маленький город Тульской области, где редко проводятся такие мероприятия, но есть какая-то площадка, где можно выступить (школа, дом культуры). Приезжаем, проводим анимационную программу, параллельно проходят мастер-классы и концертная программа, в конце дарим подарки. Все это создавалось на «голом энтузиазме», скидывались кто сколько мог, ездили раз в три месяца, выступали, иногда спонсоры появлялись. Сейчас, к счастью, нас «взяла под крыло» уполномоченный по правам ребенка. А также партийный проект «Крепкая семья». Они нам помогают с транспортом, закупать подарки. Благодаря этой помощи, я всегда уверена, что, если уж по нашей программе праздник прописан четыре раза в год, то он обязательно состоится, на этот год запланировано шесть поездок.
На сегодняшний день мы провели двадцать «Дорог добра», в Одоеве, Плавске, Ясногорске, Веневе, Киреевске – где только не были. Людям эти праздники очень нравятся, многие просят приехать повторно. Пока никому не отказываем.
- Эти мероприятия рассчитаны только на детей-инвалидов?
- Изначально, да. Но особенные дети не должны быть обособлены в какую-то отдельную группу, поэтому туда приходят и многодетные, и опекунские семьи, как я называю «целевая группа» нашей организации. Семьи, входящие в группу риска – многодетные, опекунские, с детьми-инвалидами, братья, сестры детей-инвалидов – все же имеют право на праздник. Меньше ста детей редко собираем. Получаем много хороших отзывов, дающих стимул двигаться дальше. По местности тоже участвуем – недавно провели День шахтера в поселках Майский, Каменецкий. Нас часто просят помочь в организации праздников – мы никогда не отказываем.
- Ваши родные дети участвуют в благотворительных акциях?
- За 7 лет совместной деятельности, театральный костяк уже все мои дочки и сыночки. И мои кровные дети, конечно, во всех мероприятиях участвуют. И я вижу, что это зерно дает положительные всходы – моя старшая дочь поступила в этом году в медицинский институт. Благодаря знакомству с такими семьями, где есть дети с онкологией, дочь однажды сказала: «Я буду только детским онкологом»! Эта ее мечта.
- Как ребята относятся к таким поездкам, волонтерству?
- Каждая поездка на «Дорогу добра» - это огромный труд, мы неделю только собираемся, готовимся. Программа обширная: шоу мыльных пузырей, мастер классы, готовим костюмы, показываем сказку, но все дети только с радостью это делают, очень ждут новых поездок. В основном вся работа детская, я только рядом с ними, все что им интересно стараемся развивать. Здесь ничьей конкретной заслуги нет – это работа команды! Никогда в общественной работе не будет, чтобы кто-то был идейным вдохновителем, это все высокопарные слова. Это механизм, в котором каждый винтик имеет свой вес, не будет самого маленького – работа не состоится. Стараемся, чтобы театральная деятельность была интересна детям.
Несколько лет назад мы начали играть в КВН, сначала между собой, потом стали школы приглашать – это такой праздник для подростков! Потому что дети у нас охвачены, а подростки не всегда. Им нужно после школы куда-то бежать, чем-то увлекаться. Не только школа, а для души что-то.
- Расскажите подробнее о каждом благотворительном проекте?
- Первое направление деятельности «Самая лучшая мама» - это контакт с матерью. У нас есть несколько программ, проводим мастер-классы, привлекаем мам к совместной работе. Забота о ребенке с инвалидностью требует многих сил и большой отдачи, поэтому наша задача – отвлечь маму от заботы о детях, дать передышку. Иногда стараемся собраться без детей, чтобы как-то отдохнуть, почерпнуть свежие силы. В рамках этой программы работает психолог, логопед.
«Вместе справимся с бедой» - это конкретная адресная помощь. По различным вопросам обращаются – погорельцы, семьи с детьми-инвалидами – всем стараемся помочь. Расставляем ящики для пожертвований, собираем под конкретную семью. К примеру, был такой случай: отключили газ, из-за этого в зимнее время забрали ребенка, так как создалась реальная угроза его жизни и здоровью. Конечно, мы пришли на выручку. Искали спонсоров, работали совместно с органами соцзащиты. Общими усилиями удалось установить отопление – ребенка вернули в семью.
За все время нашего существования, ни от одного специалиста, а в совместной работе задействовано много различных структур, я не слышала, чтобы сказали «забрать ребенка». В первую очередь нужно помочь ребенку остаться в кровной семье.
В рамках проекта «Подари радость ближнему» осуществляем театральную деятельность. Основная социальная задача не только подарить радость зрителям – ребята, осуществляющие эту программу, учатся быть добрее. Центры, коррекционные школы в которых мы бываем, такие поездки сближают нас с особенными детьми.
«Дорога добра» и «Летняя оздоровительная площадка» - каждый год мы ходим в поход. В этом году, к сожалению, поход не состоялся – весь июнь мы работали, а в остальное время подвела погода.
Вся работа нашего коллектива направлена на детей. Стараемся, чтобы дети получали персональные грамоты. Мы много участвуем в благотворительности и каждый ребенок достоин, чтобы его оценили. В этом году две наши девочки, достигшие 15-летнего возраста, получили волонтерские книжки, мы подали заявки в Артек – и уже одна девочка слетала, а другая скоро отправится во «всесоюзную здравницу». Это то малое, что я могу сделать для детей. Как раз будет волонтерская смена, надеюсь, что их опыт пригодится и в Артеке.
-Как меняется отношение общества к инвалидам?
-Если раньше в глазах читался какой-то страх и брезгливость, то сейчас больше недоумение «как не обидеть этого ребенка». Я вижу, что их перестали бояться, люди понимают, что это не заразно, просто такие дети. Тем более сейчас повсеместно вводится инклюзивное образование. Я считаю, к детям-инвалидам сейчас нормально относится общество. Много, конечно, еще проблем на государственном уровне – пытаемся иногда искать пути решения их для какой-то конкретной семьи, и зачастую оказываемся в тупике. Алгоритма помощи не существует.
- К детям-инвалидам общество повернулось лицом, а достигнув совершеннолетия на что могут рассчитывать эти дети. К примеру, как им живется в интернатах для взрослых?
- В интернатах сейчас все плачевно. Мы считаем, что в 18-20 лет это все равно еще дети, им нужны педагоги. Мы были в психоневрологическом интернате – там сократили все ставки педагогов. Люди, проживающие там – по документам уже взрослые, а по сути дети. Они деградируют: больше нет занятий с педагогами, нет социального работника, отсутствует досуговая деятельность, благодаря которой удавалось поддерживать интерес к жизни. Раньше приезжали – у них глаза горели, в этот раз приехали, а там такая печаль. Уезжали оттуда все расстроенных чувствах. Директор учреждения рассказала, что остались только нянечки и даже соцработник, чтобы остаться с этими детьми, была вынуждена взять ставку нянечки. Остаются только люди с большим сердцем, другие там надолго не задерживаются. Рассказывают страшилки о том, как плохо в соц. учреждениях, я такого ни разу не встречала. Всегда приезжаем – видно с какой любовью персонал относится к больным. И мебель, и постельные комплекты – все достойное, не по домам растаскано, как многие пишут, а предоставлено лежачим инвалидам. Никогда не встречала там людей, черствых душой.
- Есть среди волонтеров кто-то, о ком стоит сказать отдельно?
- Есть такой проект «Рождественская сказка», каждый год мы выезжаем в семьи с детьми, которые не могут к нам приехать на елки. Есть невыездные дети и мы считаем своим долгом приехать к ним с Дедом Морозом со Снегурочкой и с подарками. И каждый год у нас волонтер один и тот же – православный батюшка. Стараемся посетить семьи до окончания рождественского поста, и батюшка так выстраивает свои службы, чтобы его отпустили с нами в поездки.
- Что труднее дается, с чем сложнее всего примириться?
- Случается с кем-то беда – травма, болезнь – необходимо собрать денежные средства. К сожалению, а может к счастью, я перестала этим заниматься. Всегда, когда нужно объявить сбор – это связано с документацией, с большой отчётностью. Никогда волонтер, который этим занимается, не принимает на свои карты деньги, все это аккумулируется на счета родителей, опекунов. К сожалению, сейчас общество стало такое агрессивное, что я поняла – это не мое. Хочется помочь – лучше это сделаю по-другому, по министерской работе, как помощник уполномоченного по правам ребенка.
Русский человек – сердоболен, он всегда готов посочувствовать, помочь в общем горе. Но мы не можем друг за друга порадоваться! Вдруг, оказывается, что сумма собрана, и ребенок будет достойно жить, ему хватит на все реабилитации, и тут включается зависть. Как говориться, все наши грехи только от нее.
- Какие планы у Дельфина?
- Продолжить все программы, в которых уже работаем, сохранить их. Новому мы тоже всегда рады. Новые поездки, новые места – куда зовут мы всегда едем.
Оксана Дубровская
Последние новости
Около 83 литров крови сдали доноры Тульской области в первые дни после праздников
9 и 10 января на станции переливания крови и в её филиалах сдали кровь 184 человек.
Сотни жителей Тульской области вошли в регистр доноров костного мозга
Фото: freepik.com / kjpargeter Федеральный регистр доноров костного мозга пополнили 375 туляков В официальном списке потенциальных доноров костного мозга числится несколько сотен туляков.
Губернатор Тульской области исполнил заветное желание юной тулячки
10 января по поручению Губернатора Тульской области Дмитрия Миляева был передан подарок для юной тулячки Елены Медведевой в рамках акции Движения Первых и Росмолодёжь.Добро «Ёлка желаний» .
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований