Школьные души

«Дети — они такие, какие есть. Других не завезли. Не надо пытаться их переделать под себя, это никому не удавалось, даже великим педагогам.

«Дети  — они такие, какие есть. Других не  завезли. Не  надо  пытаться  их переделать под  себя, это никому не  удавалось, даже великим педагогам. Надо  постараться найти в  них то, что поможет им идти дальше».

Пожалуй, эти слова руководителя структурного подразделения «Школа №  60» МБОУ ЦО №  38 г. Тулы Олега Тер-Данилова можно считать педагогическим кредо возглавляемого им коллектива. Так совпало, что в  год педагога и  наставника «шестидесятка» празднует шестидесятый юбилей. И  это повод поговорить о  временах и  нравах, о  труде и  призвании учителя, о  том, какой  же всё-таки должна быть школа в  наш стремительный и  насыщенный информацией  век.

…Типовое здание 1960-х годов постройки и  снаружи, и  внутри выглядит очень просто. Ни  звучных наименований, ни  высоких рейтингов. Обыкновенная школа. Однако детей сюда привозят со  всех концов города, даже из  тех районов, где выстроены новые и  внешне образцовые современные учебные заведения. Выбирают не  стены  — учителей.

— Я как-то услышал в  выступлении одной учительницы такую фразу: за  компьютерной мышкой из  школы постепенно уходит душа. Она имела в  виду, что новые технологии в  процессе образования  — это замечательно, но  главным должен оставаться человек, учитель. Мы стремимся к  тому, чтобы школа была живая, была домом, в  который очень хочется прийти  — и  детям, и  педагогам,— говорит Олег Тер-Данилов.

Получается не  всё и  не  всегда, признаёт наш собеседник. Но  за  позитивным результатом неизменно стоит кропотливый повседневный труд, который складывается в  личный и  коллективный опыт и  с  годами формирует то, что позволяет школе гордиться «собственным лицом»  — традиции.

Учитель русского языка и  литературы Галина Ильинична Моисеева , чей педагогический стаж превышает уже пятьдесят лет, до  сих пор «в  строю»  — работает с  ребятами, находящимися на  надомном обучении: говорит, без  движения и  общения с  молодежью себя не  представляет.

Многие коллеги, в  том числе и  руководитель структурного подразделения, считают её образцом в  профессии.

— Почему у  Галины Ильиничны как у  классного руководителя все мероприятия всегда проходили на  ура?  — рассказывает Олег Тер-Данилов.— Потому что она сама в  процессе, соучастник любого дела, и  при  этом не  говорит детям, как надо, а  готова их слышать. Их неудачу переживает как личную. И  радуется с  ними, когда что-то получается. Этому невозможно научиться по  книгам.

Сама Галина Ильинична, начинавшая свой путь в  педагогике с  работы пионервожатой, вспоминает в  первую очередь своих наставников.

— У  нашей школы богатая история. Когда я начинала работать, учителями были участники войны Василий Максимович Глинский, Нина Петровна Марченко, Зоя Павловна Котова… Поколение какое! А  уроки как строились? Никогда не  разделялись знания и  воспитание. Сейчас много говорят о  воспитании чести, трудолюбия, патриотизма… А  раньше оно просто было  — без  громких слов, в  коллективе. Жизнь была очень насыщенной. Мы с  детьми походами прошли от  Закарпатья до  Северного Кавказа… И  это были не  просто посиделки у  костра  — мы, к  примеру, изучали народный быт в  разных местах. На  байдарках сплавлялись по  местам боев Тульского рабочего полка. Когда останавливались на  полянах и  видели там окопы, поросшие травой, не  нужно было митинги проводить  — трясло: здесь была война. Мальчишки и  девчонки понимали, какой ценой досталось им это небо, эти цветы. И  тихо уходили, чтобы не  нарушить покой тех, кто там ещё, может быть, лежит…

Сейчас, констатирует учитель, многое утрачено, а  возвращать непросто: другое время.

— Раньше у  нас была потребность в  живом общении, а  сейчас,— Галина Ильинична берёт со  стола сотовый телефон,— всё здесь. В  результате и  развитие речи страдает, и  психологические трудности возникают. Школьным психологам приходится работать уже с  начальными классами, потому что дети приходят порой очень замкнутые. Нужно учить их взаимодействовать друг с  другом, общаться, дружить.

И  здесь так  же, как и  в  преподавании школьных дисциплин, особенно гуманитарных, как-то отодвинутых в  последние годы на  второй план, роль учителя становится главной.

— Нужно видеть глаза ребят, чувствовать, интересно им или  скучно. Эмоцию не  передашь через  монитор,— уверена педагог.— Но  ты можешь дать им только то, что есть в  тебе самом. Недаром ведь и  помнят выпускники со  школы именно учителей.

Кстати, любимые учителя нередко и  пред  — определяют выбор педагогической профессии. Елена Николаевна Григорова в  середине 90-х сама была выпускницей «шестидесятки». И  в  педвуз пошла как раз по  примеру школьных учителей химии и  биологии. А  вернулась в  свою школу в  новом статусе случайно  — повстречав на  улице директора. Причем подобный «случай» выпадал ей дважды с  разницей более чем в  десять лет, в  течение которых она работала совсем по  другой специальности. А  говорят, в  одну и  ту  же реку…

— Наверное, это судьба,— смеется наша собеседница.— Здесь прошла моя жизнь. Я пришла сюда девчонкой в  первом классе, когда всё было по-другому  — парты ещё помню с  откидными крышками… Это мой второй дом, в  других местах я себя так не  ощущала. Иногда надо  пробовать что-то новое, чтобы понять, где твоё место.

Елена Николаевна рассуждает, что ей нравится видеть результат своей работы  — победы учеников в  интеллектуальных состязаниях, успехи на  экзаменах. Но  эмоции выдают в  ней учителя, увлеченного в  первую очередь самим процессом  — даже сложно представить, что этот очень творческий по  внутренней сути человек долгое время занимался административной работой.

— У  нас есть начальный класс с  химико-биологической направленностью. Идея его создания родилась спонтанно, и  на  предложение директора я сначала даже растерялась  — они  же маленькие, я с  такими не  работала никогда. Но  провела пару занятий, и  это оказалось так интересно! Они откликаются на  любую идею. Предложила: «Ребята, давайте изучим свойства чернил». Что здесь было! Притащили чернила, уделали все столы… Хочется для  них что-то придумывать.

Так неожиданно для  себя Елена Григорова создала авторскую рабочую программу по  изучению химии для  младшего школьного возраста. Да  и  всё время находится в  поиске  — новых подходов и  методик.

— Педагогика  — это всё-таки призвание,— считает она.— Можно закончить и  три университета, но  если для  учителя школа  — просто работа, он не  будет испытывать от  неё удовлетворения. Это надо  любить, в  этом надо  жить. Я здесь получаю постоянный заряд энергии.


Утверждение, что педагогами рождаются, полностью разделяет учитель начальных классов Надежда Ивановна Емельянова . Во  всяком случае, её родители утверждают, что она с  ранних лет без  конца кого-нибудь учила  — сперва кукол, потом сестру… Кажется, не  она выбирала профессию, а  профессия выбрала  её.

— Мне мама говорила: «Надя, ты десять лет ходила с  портфелем и  тетрадями, а  станешь учителем  — всю жизнь будешь с  ними ходить!»  — вспоминает Надежда Ивановна.— Но  я настояла на  своём и  специальность выбрала сама. Не  мыслю себя без  школы. Даже летом на  каникулах без  детей скучаю.

За  более чем сорок лет работы у  неё выработаны собственные принципы, на  которых зиждутся неотделимые друг от  друга образовательный и  воспитательный процессы:

— Никогда не  привожу ребятам в  пример посторонних людей  — стараюсь ко  всему приучать на  собственном. Общение и  с  детьми, и  с  родителями должно строиться на  основе уважения. Учителю нужно в  любом возрасте и  при  любом опыте стремиться к  познанию и  продолжать учиться самому.

Надежда Ивановна рассказывает, как осваивала гаджеты, чтобы быть со  школьниками на  одной волне, как выучилась играть в  шахматы и  даже как прыгает через  скакалку. Кажется, какое отношение это имеет к  русскому с  математикой? Но  мудрый педагог лишь улыбается:

— Начальные классы  — как фундамент при  строительстве: только на  хорошем основании здание будет надёжно стоять, долго служить людям. Если в  душу ребёнка не  вкладывать с  самого начала, то и  дальше пойдет шаляй-валяй. А  для  этого детей надо  любить, понимать их интересы, уметь опуститься на  их уровень. Не  можешь  — ничего не  получится.

Именно поэтому педагоги в  один голос говорят, что учительский труд нельзя называть «образовательной услугой», а  школьную жизнь сводить к  формализму экзаменов, проверок и  отчётов.

— Профессия педагога для  государства системообразующая,— уверен Олег Тер-Данилов.— От  работы учителя зависит, каким вырастет поколение. Педагогическому сообществу сегодня нужна поддержка государства и  общества. Хотелось  бы, чтобы об  учителях вспоминали не  только в  тематический  год.

Фото:  предоставлены школой № 60.

Последние новости

Решением Тульского областного суда от 20 января 2024 г. удовлетворены административные исковые требования прокурора Тульской области о признании общественного объединения футбольны

Судом установлено, что общественное объединение футбольных фанатов «Киборги» основано, в том числе на нацистской и экстремисткой идеологии, заключающейся в возбуждении ненависти и вражды по национальному признаку.

Сегодня отмечается День Республики Крым

24 года назад в Крыму состоялся референдум, на котором 93 процента жителей полуострова выступили за возвращение региону автономного статуса.

Дарья Герасимова: Военнослужащие-контрактники воюют за наше будущее

Заместитель председателя Тульской городской Думы Дарья Герасимова встретилась с бойцом с позывным «Беркут».

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Нижневартовске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *