Школьные души
«Дети — они такие, какие есть. Других не завезли. Не надо пытаться их переделать под себя, это никому не удавалось, даже великим педагогам.
«Дети — они такие, какие есть. Других не завезли. Не надо пытаться их переделать под себя, это никому не удавалось, даже великим педагогам. Надо постараться найти в них то, что поможет им идти дальше».
Пожалуй, эти слова руководителя структурного подразделения «Школа № 60» МБОУ ЦО № 38 г. Тулы Олега Тер-Данилова можно считать педагогическим кредо возглавляемого им коллектива. Так совпало, что в год педагога и наставника «шестидесятка» празднует шестидесятый юбилей. И это повод поговорить о временах и нравах, о труде и призвании учителя, о том, какой же всё-таки должна быть школа в наш стремительный и насыщенный информацией век.
…Типовое здание 1960-х годов постройки и снаружи, и внутри выглядит очень просто. Ни звучных наименований, ни высоких рейтингов. Обыкновенная школа. Однако детей сюда привозят со всех концов города, даже из тех районов, где выстроены новые и внешне образцовые современные учебные заведения. Выбирают не стены — учителей.
— Я как-то услышал в выступлении одной учительницы такую фразу: за компьютерной мышкой из школы постепенно уходит душа. Она имела в виду, что новые технологии в процессе образования — это замечательно, но главным должен оставаться человек, учитель. Мы стремимся к тому, чтобы школа была живая, была домом, в который очень хочется прийти — и детям, и педагогам,— говорит Олег Тер-Данилов.
Получается не всё и не всегда, признаёт наш собеседник. Но за позитивным результатом неизменно стоит кропотливый повседневный труд, который складывается в личный и коллективный опыт и с годами формирует то, что позволяет школе гордиться «собственным лицом» — традиции.
Учитель русского языка и литературы Галина Ильинична Моисеева , чей педагогический стаж превышает уже пятьдесят лет, до сих пор «в строю» — работает с ребятами, находящимися на надомном обучении: говорит, без движения и общения с молодежью себя не представляет.
Многие коллеги, в том числе и руководитель структурного подразделения, считают её образцом в профессии.
— Почему у Галины Ильиничны как у классного руководителя все мероприятия всегда проходили на ура? — рассказывает Олег Тер-Данилов.— Потому что она сама в процессе, соучастник любого дела, и при этом не говорит детям, как надо, а готова их слышать. Их неудачу переживает как личную. И радуется с ними, когда что-то получается. Этому невозможно научиться по книгам.
Сама Галина Ильинична, начинавшая свой путь в педагогике с работы пионервожатой, вспоминает в первую очередь своих наставников.
— У нашей школы богатая история. Когда я начинала работать, учителями были участники войны Василий Максимович Глинский, Нина Петровна Марченко, Зоя Павловна Котова… Поколение какое! А уроки как строились? Никогда не разделялись знания и воспитание. Сейчас много говорят о воспитании чести, трудолюбия, патриотизма… А раньше оно просто было — без громких слов, в коллективе. Жизнь была очень насыщенной. Мы с детьми походами прошли от Закарпатья до Северного Кавказа… И это были не просто посиделки у костра — мы, к примеру, изучали народный быт в разных местах. На байдарках сплавлялись по местам боев Тульского рабочего полка. Когда останавливались на полянах и видели там окопы, поросшие травой, не нужно было митинги проводить — трясло: здесь была война. Мальчишки и девчонки понимали, какой ценой досталось им это небо, эти цветы. И тихо уходили, чтобы не нарушить покой тех, кто там ещё, может быть, лежит…
Сейчас, констатирует учитель, многое утрачено, а возвращать непросто: другое время.
— Раньше у нас была потребность в живом общении, а сейчас,— Галина Ильинична берёт со стола сотовый телефон,— всё здесь. В результате и развитие речи страдает, и психологические трудности возникают. Школьным психологам приходится работать уже с начальными классами, потому что дети приходят порой очень замкнутые. Нужно учить их взаимодействовать друг с другом, общаться, дружить.
И здесь так же, как и в преподавании школьных дисциплин, особенно гуманитарных, как-то отодвинутых в последние годы на второй план, роль учителя становится главной.
— Нужно видеть глаза ребят, чувствовать, интересно им или скучно. Эмоцию не передашь через монитор,— уверена педагог.— Но ты можешь дать им только то, что есть в тебе самом. Недаром ведь и помнят выпускники со школы именно учителей.
Кстати, любимые учителя нередко и пред — определяют выбор педагогической профессии. Елена Николаевна Григорова в середине 90-х сама была выпускницей «шестидесятки». И в педвуз пошла как раз по примеру школьных учителей химии и биологии. А вернулась в свою школу в новом статусе случайно — повстречав на улице директора. Причем подобный «случай» выпадал ей дважды с разницей более чем в десять лет, в течение которых она работала совсем по другой специальности. А говорят, в одну и ту же реку…
— Наверное, это судьба,— смеется наша собеседница.— Здесь прошла моя жизнь. Я пришла сюда девчонкой в первом классе, когда всё было по-другому — парты ещё помню с откидными крышками… Это мой второй дом, в других местах я себя так не ощущала. Иногда надо пробовать что-то новое, чтобы понять, где твоё место.
Елена Николаевна рассуждает, что ей нравится видеть результат своей работы — победы учеников в интеллектуальных состязаниях, успехи на экзаменах. Но эмоции выдают в ней учителя, увлеченного в первую очередь самим процессом — даже сложно представить, что этот очень творческий по внутренней сути человек долгое время занимался административной работой.
— У нас есть начальный класс с химико-биологической направленностью. Идея его создания родилась спонтанно, и на предложение директора я сначала даже растерялась — они же маленькие, я с такими не работала никогда. Но провела пару занятий, и это оказалось так интересно! Они откликаются на любую идею. Предложила: «Ребята, давайте изучим свойства чернил». Что здесь было! Притащили чернила, уделали все столы… Хочется для них что-то придумывать.
Так неожиданно для себя Елена Григорова создала авторскую рабочую программу по изучению химии для младшего школьного возраста. Да и всё время находится в поиске — новых подходов и методик.
— Педагогика — это всё-таки призвание,— считает она.— Можно закончить и три университета, но если для учителя школа — просто работа, он не будет испытывать от неё удовлетворения. Это надо любить, в этом надо жить. Я здесь получаю постоянный заряд энергии.
Утверждение, что педагогами рождаются, полностью разделяет учитель начальных классов Надежда Ивановна Емельянова . Во всяком случае, её родители утверждают, что она с ранних лет без конца кого-нибудь учила — сперва кукол, потом сестру… Кажется, не она выбирала профессию, а профессия выбрала её.
— Мне мама говорила: «Надя, ты десять лет ходила с портфелем и тетрадями, а станешь учителем — всю жизнь будешь с ними ходить!» — вспоминает Надежда Ивановна.— Но я настояла на своём и специальность выбрала сама. Не мыслю себя без школы. Даже летом на каникулах без детей скучаю.
За более чем сорок лет работы у неё выработаны собственные принципы, на которых зиждутся неотделимые друг от друга образовательный и воспитательный процессы:
— Никогда не привожу ребятам в пример посторонних людей — стараюсь ко всему приучать на собственном. Общение и с детьми, и с родителями должно строиться на основе уважения. Учителю нужно в любом возрасте и при любом опыте стремиться к познанию и продолжать учиться самому.
Надежда Ивановна рассказывает, как осваивала гаджеты, чтобы быть со школьниками на одной волне, как выучилась играть в шахматы и даже как прыгает через скакалку. Кажется, какое отношение это имеет к русскому с математикой? Но мудрый педагог лишь улыбается:
— Начальные классы — как фундамент при строительстве: только на хорошем основании здание будет надёжно стоять, долго служить людям. Если в душу ребёнка не вкладывать с самого начала, то и дальше пойдет шаляй-валяй. А для этого детей надо любить, понимать их интересы, уметь опуститься на их уровень. Не можешь — ничего не получится.
Именно поэтому педагоги в один голос говорят, что учительский труд нельзя называть «образовательной услугой», а школьную жизнь сводить к формализму экзаменов, проверок и отчётов.
— Профессия педагога для государства системообразующая,— уверен Олег Тер-Данилов.— От работы учителя зависит, каким вырастет поколение. Педагогическому сообществу сегодня нужна поддержка государства и общества. Хотелось бы, чтобы об учителях вспоминали не только в тематический год.
Фото: предоставлены школой № 60.Последние новости
Решением Тульского областного суда от 20 января 2024 г. удовлетворены административные исковые требования прокурора Тульской области о признании общественного объединения футбольны
Судом установлено, что общественное объединение футбольных фанатов «Киборги» основано, в том числе на нацистской и экстремисткой идеологии, заключающейся в возбуждении ненависти и вражды по национальному признаку.
Сегодня отмечается День Республики Крым
24 года назад в Крыму состоялся референдум, на котором 93 процента жителей полуострова выступили за возвращение региону автономного статуса.
Дарья Герасимова: Военнослужащие-контрактники воюют за наше будущее
Заместитель председателя Тульской городской Думы Дарья Герасимова встретилась с бойцом с позывным «Беркут».
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения