Рабочая интеллигенция
Честно говоря, собираясь рассказать о том, как в учебном центре АО «АК « Туламашзавод» готовят рабочие кадры, я не ожидала, насколько серьёзно и разнопланово здесь подходят к этому процессу.
Честно говоря, собираясь рассказать о том, как в учебном центре АО «АК « Туламашзавод» готовят рабочие кадры, я не ожидала, насколько серьёзно и разнопланово здесь подходят к этому процессу. Причём с двух сторон — и обучающих, и обучающихся.
Первым важно максимально заинтересовать в получении новой профессии потенциальных работников и дать им необходимые знания и умения, а вторым за отведенные на постижение азов мастерства полгода набраться как можно больше ума-разума, чтобы быстрее войти в славную когорту высококвалифицированных специалистов.
Обстановка в центре сразу настраивает на серьезный лад, поскольку разительно отличается от нередко царящей в учебных заведениях, где молодежь еще не созрела до понимания, что делу — время, а потехе — час!
«Прямо-таки интеллигенция»,— думала я, разговаривая с учащимися центра на перемене между уроками по метрологии и с будущими операторами станков с программным управлением в учебном цехе. Они грамотно, обоснованно, со знанием дела объясняли свой выбор в пользу получения рабочей профессии. Настолько убедительно, что и у меня возникло желание чему-нибудь дельному и полезному для завода поучиться…
Словно в семье Журбиных
У классной доски — преподаватель, заместитель главного метролога АО «АК «Туламашзавод» С. И. Лобанова. Она что-то увлеченно объясняет двум стоящим рядом слушателям, постигающим азы метрологии и технических измерений. Сидящие за партами знакомятся с различным измерительным инструментом. Они многие родные для заводчан понятия — к примеру, такие как допуски, припуски, калибры, открывают для себя впервые. Пришедшие в учебный центр за новой профессией ещё недавно работали экономистами, предпринимателями, бухгалтерами, кладовщиками… У кого-то есть высшее образование, но в основном не техническое.
— У меня, например, высшее юридическое,— говорит А. Ю. Ещенко .— Мне 31 год. И я успел потрудиться и по специальности, и в других сферах, но всегда тяготел к работе руками. Послушался совета друзей-заводчан и пришёл осваивать профессию слесаря механосборочных работ. В ней и голова, и руки важны — как раз то, что мне интересно. Как интересен и сам завод, который известен стабильностью и ответственной социальной политикой…
Рядом с Ещенко за партой — В. Ю. Родионов . Ему 29 лет, он имеет высшее экономическое образование, а теперь осваивает профессию оператора станков с ЧПУ.
— Учусь ещё только третью неделю, но уже понял, что пришел сюда не зря. Мне есть с чем сравнить, есть опыт работы в горгазе и центре технадзора. Здесь к обучению подходят основательно, наставники хорошие — к нам относятся тепло, с уважением, чувствуешь себя нужным, словно в родной семье,— делится впечатлениями В. Родионов.— Значит, так и дальше будет. Выбор мой правильный, с заводом надежно…
Вот ведь — люди без году неделя на предприятии, а уже успели, благодаря умелому подходу к ним заводских специалистов и качественному обучению, понять, насколько верно наставление опытных работников предприятия — не отрываться от заводской трубы. Это даже двадцатилетний Иван Соловьёв, после окончания колледжа поработавший на складе и теперь пришедший в учебный центр, успел понять всего через четыре дня занятий. А 36-летний строитель И. Б. Борзов и вовсе в центре всего третий день, но не это главное. Он получает специальность слесаря механо — сборочных работ очень осознанно, как и выбор Туламашзавода для будущей работы.
— Во-первых,— говорит И. Борзов,— учат хорошо, а во-вторых, здесь уважают людей труда, умеют держать слово и заводские традиции чтят.
Что верно, то верно. Надо сказать, что к АО «АК «Туламашзавод» по ряду позиций в Туле подходит определение «единственный». Далеко за примером и ходить не надо: только здесь тот же учебный центр настроен на всестороннее качественное обучение современным рабочим профессиям. И только Туламашзавод среди предприятий тульского ОПК сумел сохранить с советских времён эффективно работающие объекты социально-культурной сферы. Мало того, их работа постоянно совершенствуется.
— Важно, чтобы работники предприятия не прерывали связь поколений, понимали значимость преемственности,— говорит г енеральный директор АО «АК «Туламашзавод» Е. А. Дронов .— Например, дети наших сотрудников с малых лет связаны с предприятием. Они занимаются в спортивных секциях, играют в футбол на заводском стадионе, ходят в кружки во Дворце культуры, отдыхают с родителями, бабушками и дедушками на заводской базе отдыха, то есть с ранних лет — с Туламашзаводом. Он им с детства родной и часто остается таким навсегда…
Трудовых династий на предприятии — сотни, многие их представители подобны тем, что стали героями советского романа В. Кочетова о рабочем классе «Журбины» и фильма, снятого по этой книге — «Семья Журбиных». Все в этой семье корабелов поддерживают друг друга, учат и передают заводскую эстафету. Для них главное — труд, причем сочетающийся с творчеством, учебой, совершенствованием знаний и умений. Одним словом, речь о рабочей интеллигенции, которой Туламашзавод тоже богат и пополняет её потенциал многие десятилетия. В том числе и с помощью учебного центра.
Не только для себя
20 лет бессменно руководит учебным центром Н. Н. Ивутин . А всего этой необычайно важной структуре в составе предприятия 59 лет. Качественное обучение токарей, фрезеровщиков, сварщиков, сверловщиков и других представителей рабочих профессий давно поставило центр в один ряд с лучшими в стране.
— Сегодня это современная учебная база, оснащенная как универсальным оборудованием, так и станками с ЧПУ,— рассказывает Николай Ивутин.— В процессе обучения задействовано также восемь симуляторов-тренажёров, позволяющих имитировать производственное оборудование, три сварочных аппарата, девять слесарных верстаков. То есть практическая составляющая — это полноценная многовекторная учебно-производственная структура, позволяющая охватить основные направления работы предприятия.
Теоретические занятия, проводимые ведущими специалистами завода, мастерами производственного обучения, проходят в шести современных аудиториях, оснащенных компьютерами, интерактивной доской, проекторами, наглядными пособиями…
Образовательная деятельность учебного центра лицензирована по рабочим профессиям: токарь, фрезеровщик, слесарь механосборочных работ, станочник широкого профиля, шлифовщик, оператор станков с программным управлением и наладчик станков и манипуляторов с программным управлением — инспекцией Тульской области по надзору и контролю в сфере образования.
Получить профессии могут не только те, кто связывает трудовую судьбу с Туламашзаводом, но и представители других предприятий. Ежемесячная стипендия учащихся — 30 тысяч рублей.
Для наглядности приведем несколько цифр. Так, за последние 5 лет обучены 500 рабочих, причём для дочерних обществ Туламашзавода и сторонних организаций — 130. На базе центра проводятся городские, областные и всероссийские конкурсы профмастерства. И это говорит только об одном — о высоком уровне подготовки специалистов. Работа его многопланова, она включает и переобучение новым специальностям, и освоение инновационных технологий, и повышение квалификации.
Что касается получения высшего образования, то только сейчас предприятие оплачивает обучение шести человек по целевым направлениям, а также курсы повышения квалификации и переподготовки специалистов. Есть на заводе и такая практика, как обучение в «Школе молодого инженера». В программе — изучение современных правовых вопросов, экономики, охраны окружающей среды, управления производством и персоналом…
Важна мотивация
Обучающие программы, конечно, необходимы. Но куда более важно понять, как будущий туламашзаводовец мотивирован, в какой сфере он способен проявить себя наиболее ярко. И тут многое зависит от заданных параметров в учебном центре. Практические знания в его цехе позволяют определять деловые качества обучаемых и их способности к эффективной реализации приобретенных знаний в рабочие навыки.
Здесь не обойтись без выстраивания конструктивных взаимоотношений мастеров производственного обучения с их учениками. Как это происходит, рассказывают наставники и их подопечные, с разным, скажем так, учебным опытом.
Д. А. Алексеенко , несмотря на то, что постигает науку управления станков с ЧПУ всего один месяц, новичком себя не считает. Ему 31 год, за плечами — экономический факультет вуза, незаконченное высшее техническое и предпринимательская деятельность, в которой было немало разочарований. На заводе Алексеенко осваивает новую профессию, надеясь на стабильность в настоящем и профессиональный рост в будущем. Вполне вероятно, что и карьерный, поскольку мотивационно Дмитрий останавливаться на достигнутом не собирается. Да и мастера производственного обучения, наставники ориентируют учащихся на постоянное развитие.
Например, М. Р. Рахимов стал заводчанином 10 лет назад после окончания колледжа и службы в армии. И все эти годы он работает там, где его научили мастерству и мотивировали совершенствоваться с помощью обмена практиками и новых знаний, то есть в учебном центре. Именно поэтому он, работая мастером производственного обучения, параллельно обогащался знаниями заочно в вузе.
— Ребята приходят разные,— говорит Максим Ровельевич.— Мы оцениваем их настрой, способности, нацеленность на глубокое погружение в профессию. Более инициативных настраиваем на освоение специальности операторов станков с ЧПУ, специалистов монтажно-сборочных работ, современных интеллектуальных профессий.
— А как вы определяете степень мотивированности?
— Учащиеся проходят тестирование, например на универсальном оборудовании, оно позволяет оценить способности к обучению и уровень заинтересованности в нем. Если человек старается вникнуть в дело, пытается разобраться, как эффективнее подходить к наработке навыков, старается шагнуть за рамки предлагаемых обучением программ — это говорит о его высоких мотивационных возможностях. Таким людям предлагаем получить востребованные и вместе с тем престижные специальности, например операторов станков с ЧПУ по расширенной программе. То есть обучить работе на станках различных групп — положим, токарной и фрезерной… Кстати, практическим навыкам мы учим и студентов. Сейчас ждем ребят из ТулГУ, будущие инженеры обязаны разбираться в оборудовании и уметь на нём работать…
За полтора месяца учебы серьёзно обогатил свой багаж навыками работы на токарном и фрезерном станках с программным управлением в недавнем прошлом сыровар, а по вузовскому образованию таможенник Д. А. Моисеев .
— Решил Родине послужить, хорошим трудом помочь в выпуске приближающей победу продукции. Учусь добросовестно, тем более что мне, как оказалось, очень интересно постигать технические премудрости,— объясняет Дмитрий свое желание приобрести высокоинтеллектуальную рабочую профессию.— Образовательная программа разносторонняя, предусматривает необходимые для становления специалиста аспекты. Вот я уже научился читать довольно сложные чертежи, это необходимо для определения последовательности операций на станках с ЧПУ при изготовлении определённых деталей. С хорошими наставниками и эту незнакомую прежде науку постичь несложно…
А всё потому, как пояснил Николай Ивутин, что к подбору преподавателей, мастеров производственного обучения в учебном центре подходят серьёзно. Есть среди них и такие, что сами здесь начинали учениками — правда, неординарными и творческими. Так, профессиональный спортсмен А. А. Астахов после окончания спортфака ТГПУ им. Л. Н. Толстого решил изменить трудовую судьбу, заняться живым и реальным делом. Он прошел все ступени вхождения в рабочую профессию в учебном центре АО «АК «Туламашзавод». И до сих пор за науку благодарен, особенно наставнику В. Н. Бригадирову.
— Я начинал здесь учеником токаря, учеником наладчика станков с ЧПУ, затем освоил специальность наладчика. И мне предложили стать мастером, учить других,— вспоминает Артём Александрович.— Наверное, потому, что я понял основной принцип обучения. Именно ему следовал и мой наставник Владимир Николаевич Бригадиров — найти подход к человеку, понять, что для него важно в освоении нового дела, мотивировать его на выработку навыков и повышать ответственность за результат. Так и работаем. Поэтому и невозможное возможно, и даже если человек — чистый лист в новом деле, которое он хочет постичь, имеет нулевые знания и умения, методики обучения центра и профессионализм преподавателей способны сделать из него высококлассного специалиста. Конечно, если он этого хочет.
— Об этом хорошо известно не только туламашзаводовцам, но и многим не работающим у нас тулякам,— поясняет мастер производственного обучения А. Л. Киндеев , только в этом году подготовивший 46 новых специалистов, как для родного предприятия, так и для ряда других, в том числе оборонных.— Мы высокое качество подготовки гарантируем. Люди это знают и идут к нам повышать профессионализм. И я этим горжусь, как и многими нашими учениками, которые в полной мере за своё стремление быть хорошими мастерами достойны похвалы. Особенно приятно, когда работу моих подопечных высоко оценивают на производстве…
А бывшие ученики не забывают своих наставников. Когда корреспонденты «Молодого коммунара» прощались с обучаемыми и обучающими в цехе центра, в него вошел улыбающийся заводчанин со словами благодарности к своим учителям. Р. А. Дорохин , освоив полугодовую образовательную программу, получил третий разряд по специальности «Оператор станков с ЧПУ широкого профиля». За два месяца работы в реальном производстве он доказал свою компетентность и умение осваивать передовые технологии, за что в коллективе его уважают. Всё потому, что специалист! А помогли ему им стать в учебном центре АО «АК «Туламашзавод», лучшем в регионе по подготовке рабочих кадров.
Фото: Александра КОЛЕСНИКАПоследние новости
Топ-100: составлен рейтинг туляков, внёсших наибольший вклад в развитие Тульской области
Рейтинг опубликовали сотрудники Тульского социологического центра. Тульский социологический центр создаёт «Рейтинг туляков, внёсших наибольший вклад в социально-экономическое развитие Тульской области» с 2004 года.
Члены Общественного совета при УФНС России по Тульской области оценили работу Аналитического портала ФНС России
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию. На сайте ФНС России работает Аналитический портал с макроэкономическими показателями,
Дмитрий Миляев провёл заседание Комиссии Госсовета, посвящённое адаптивной физкультуре и спорту
Во вторник, 21 января, в Москве состоялось заседание Комиссии Государственного совета РФ по направлению физическая культура и спорт.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией