Как решить кадровый вопрос?
Времена, когда понятие «производство» ассоциировалось с чем-то дымным, шумным, давно канули в лету.
Времена, когда понятие «производство» ассоциировалось с чем-то дымным, шумным, давно канули в лету. Как и штамп «рабочие руки». Сегодняшний уровень развития техники и технологий всё чётче обозначает потребность в светлых головах — даже у станка, у пульта управления сложными химическими процессами.
Сегодня сложно найти предприятие, возьмите любую сферу экономики, где не требовались бы кадры. Но не просто кадры, а качественные и подготовленные. О том, как решается вопрос обеспечения кадрами «Щёкиноазота»,— наш разговор с директором по управлению персоналом и социальному развитию компании Ириной Подчуфаровой .
Нам требуются
— Наша работа в компании началась с 2000-х годов с подготовки и последующей реализации Стратегии развития, тщательно просчитанной и выверенной. Время показало её эффективность. За 20 последних лет было реализовано более 20 масштабных инвестпроектов, причём каждый из них требовал привлечения специалистов высокой квалификации и их дальнейшей подготовки.
В начале этого пути мы столкнулись с отсутствием на заводе кадрового резерва. Понятно, что в девяностые годы было не до этого… Благо к этому времени у нас на предприятии «Химволокно» были налажены связи с Ивановским государственным химико-технологическим университетом, вузом с хорошими академическими традициями, замечательным профессорско-преподавательским составом — студенты ИГХТУ приезжали к нам на практику, лучших приглашали на работу. Вскоре такие же отношения сложились и с РХТУ им. Д. И. Менделеева и его Новомосковским институтом, и с Тульским государственным университетом.
Теперь нас объединяют совместно разработанные образовательные программы, студенческие работы, как курсовые, так и дипломные, связанные с тематикой нашего предприятия, ведущая роль специалистов «Щёкиноазота» в подготовке этих работ к защите. Нас объединяет полноценное партнерство в сфере подготовки кадров.
Плюс к этому — университетские преподаватели проходят стажировку на наших производствах. Недавно у нас как раз побывали представители профессорско-преподавательского состава ИГХТУ. Конечно, знакомство началось с нашего зала трудовой славы. Потом был визит на производства. Все остались очень довольны возможностью познакомиться с новыми технологиями. Результатом стажировки станет подготовка для студентов тем дипломных работ, связанных именно со «Щёкиноазотом» и его спецификой. И преподаватели, и наши специалисты будут помогать выпускникам в работе.
Учиться, учиться, учиться
— Ирина Евгеньевна, не к станку же, образно говоря, ставить специалистов? …
— Будущий специалист, а тем более руководитель, должен знать все тонкости на каждом рабочем месте — иначе как он будет руководить? Нам важно нивелировать разрыв между компетенциями, полученными в вузе, и конкретной профессиональной деятельностью. Впрочем, эта работа начинается ещё в период практики — мы проводим квизы для студентов, привлекаем их к научно-техническому творчеству — это одно из условий программы долгосрочной мотивации кадров. В зависимости от набранного количества баллов вчерашний студент получает не просто рабочее место, но и определённые гарантии профессионального и карьерного роста. В ближайшем будущем стартовые успехи найдут своё отражение и в сумме заработной платы.
Но и став молодым специалистом, выпускник высшей школы не остаётся без внимания. У нас есть собственные образовательные программы — трех ступеней развития молодых специалистов. На первом этапе — это период адаптации — мы внимательно оцениваем профессиональные возможности человека. На втором — вместе с профессиональными перспективами анализируются личные качества — лидерские задатки, организаторские способности. Третий этап — закрепление полученного опыта, возможность участия в проектах. И по итогам этой программы лучшие рассматриваются для перспективного занесения в кадровый резерв, а он у нас масштабный — от мастера до генерального директора. И здесь учёба продолжается — формируются способности к целеполаганию, принципы планирования, навыки работы в команде.
Для нас важно, чтобы люди росли на предприятии, ступень за ступенью шли к вершинам мастерства и карьеры. 79% резервистов сумели это осуществить: стали на нашем заводе руководителями.
Традиционными стали научно-практические конференции, на которых молодые специалисты презентуют и защищают свои проекты, подготовленные с помощью руководителей тех подразделений, где они работают. Авторы лучших работ поощряются, а их проекты используются для дальнейшего развития предприятия. И с каждым годом таких становится всё больше.
А вообще, у нас учатся все — от стажёра до генерального директора.
Кто управляет техпроцессом?
— То есть выпускник вуза рано или поздно пойдёт на повышение, а как складывается карьера тех, кто окончил Щёкинский политехнический колледж?
— Я с большим уважением отношусь к современным рабочим специальностям. У нас, на минуточку, аппаратчик управляет технологическим процессом. И для этого ему, конечно, надо учиться. Можно так: сначала — в колледже, а потом — получить и высшее образование. И многие ребята проходят этот путь, тем более что учиться в вузах доступно. То же самое могу сказать об электриках, специалистах по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесарях-ремонтниках, лаборантах.
Сложное оборудование требует дополнительных компетенций. У нас и после вуза, и после колледжа все работают под контролем опытных наставников, хотя потом могут превзойти своих учителей в профессиональном и в карьерном плане.
Щёкинский политехнический колледж всегда был нашей кузницей кадров, а сегодня благодаря вхождению в программу «Профессионалитет» и выделению средств из федерального бюджета он располагает такими учебными лабораториями, какие не в каждом университете есть… Плюс — семь дополнительных образовательных программ. Наши руководители и главные специалисты не просто преподают и ведут дипломные проекты, практику студентов. Это очень большая нагрузка — в год с учётом вузов и ссузов мы принимаем до 450 практикантов. 11 представителей «Щёкиноазота» получили сертификаты экспертов по приёму демонстрационных экзаменов.
Около 10 лет мы практикуем дуальное обучение, когда учащийся часть времени посвящает учёбе, а часть — работе на производстве.
Найти себя
— Сейчас Минобрнауки РФ отмечает бум среди абитуриентов, желающих поступить именно в средние профессиональные образовательные учреждения с тем, чтобы потом получить высшее образование по направлению предприятия. Как вы к этому относитесь?
— Положительно. Тем более что преподаватели вузов отмечают, что выпускники колледжей осваивают учебную программу быстрее и легче, чем вчерашние школьники. И если мы видим стремление к росту, потенциал, сами предлагаем продолжить учёбу в вузе. У нас сейчас на заочном отделении вузов учатся 236 человек, не считая тех ребят, кто получает образование по целевому направлению на дневной форме обучения. Некоторые наши заочники получают второе и даже третье высшее образование.
— А что нужно молодым людям, чтобы правильно выбрать путь в жизни?
— Общих советов давать не буду. Но молодежи мы помогаем. Для этого в соответствии с договором, заключённым районной администрацией, НИ РХТУ и «Щёкиноазотом», в Щёкинском лицее открыли химико-технологический класс с углублённым изучением химии, математики, физики. Ребятам в лицее читают лекции вузовские преподаватели, дети ездят в Новомосковский институт для проведения лабораторных работ. Современный лабораторный класс оборудован и в лицее, с помощью нашей компании…
А вообще, мы работаем со всеми школами, с удовольствием встречаем их учеников с экскурсиями на заводе. Для тех, кто ещё не приступил к изучению химии в школе, совместно с Центром детского творчества, что в поселке Первомайский, реализуем проект «Химия без формул». Наши сотрудники проводят для детей тематические уроки «Мифы о химии», различные конкурсы. И, наконец, для самых маленьких, дошкольников и младших школьников, также при поддержке Центра детского творчества работает Лаборатория занимательных наук «Дети PRO: химию, биологию, экологию». Ведем профориентацию молодежи со школьной скамьи.
Золотой фонд
— Как вы считаете, желаемый эффект в сфере кадровой политики достигнут?
— Об этом рано говорить. Масштабная работа продолжается. Но есть система подходов в этой сфере. Мы обеспечиваем производства кадрами.
Приведу факт: более 60% устраивающихся на «Щёкиноазот» не достигли возраста 35 лет.
У нас очень активно работает Совет молодых специалистов. Помимо организации научных конференций, ребята принимают участие во всех культурных, экологических, патриотических, волонтёрских акциях, занимаются спортом. Недавно группа молодых химиков вернулась с представительного форума «Инженеры будущего».
— Сейчас молодёжь настроена достаточно прагматично. Одной возможности карьерного роста для нового поколения может быть мало?
— Не стоит забывать, что карьерный рост — это и рост заработной платы. Но и этим дело не ограничивается. Руководство «Щёкиноазота» всегда исходит из того, что при всём совершенстве технологий, при всех возможностях техники главным на производстве остаётся человек. У нас достаточно масштабный социальный пакет. В том числе — для молодых сотрудников. Даже практиканты у нас пользуются льготами. Это комфортабельное общежитие, бесплатные обеды, возможность заниматься спортом, используя спортивную базу предприятия, участие в массовых культурных мероприятиях. Да и практика у нас — оплачиваемая. Молодые специалисты получают подъёмные, иногородним компенсируется часть оплаты съёмного жилья. Тем, кто зарекомендовал себя как перспективный специалист, предприятие помогает в приобретении собственного жилья. Плюс к этому — поддержка молодых семей, организация детского и семейного летнего отдыха, собственная медицинская часть, оснащённая современным оборудованием… Перечислять можно долго.
Главное, мы не просто говорим, что наши люди — это золотой фонд предприятия. Мы и относимся к ним как к самому дорогому.
Фото: ЩекиноазотПоследние новости
Топ-100: составлен рейтинг туляков, внёсших наибольший вклад в развитие Тульской области
Рейтинг опубликовали сотрудники Тульского социологического центра. Тульский социологический центр создаёт «Рейтинг туляков, внёсших наибольший вклад в социально-экономическое развитие Тульской области» с 2004 года.
Члены Общественного совета при УФНС России по Тульской области оценили работу Аналитического портала ФНС России
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию. На сайте ФНС России работает Аналитический портал с макроэкономическими показателями,
Дмитрий Миляев провёл заседание Комиссии Госсовета, посвящённое адаптивной физкультуре и спорту
Во вторник, 21 января, в Москве состоялось заседание Комиссии Государственного совета РФ по направлению физическая культура и спорт.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований