Как решить кадровый вопрос?

Времена, когда понятие «производство» ассоциировалось с  чем-то дымным, шумным,  давно канули в лету.

Времена, когда понятие «производство» ассоциировалось с  чем-то дымным, шумным,  давно канули в  лету. Как и  штамп «рабочие руки». Сегодняшний уровень развития  техники и  технологий всё чётче обозначает потребность в  светлых головах  —  даже у  станка, у  пульта управления сложными химическими процессами.

Сегодня сложно найти предприятие, возьмите любую сферу экономики, где не  требовались  бы кадры. Но  не  просто кадры, а  качественные и  подготовленные. О  том, как решается вопрос обеспечения кадрами «Щёкиноазота»,— наш разговор с  директором по  управлению персоналом и  социальному развитию компании Ириной Подчуфаровой .

Нам требуются

— Наша работа в  компании началась с  2000-х годов с  подготовки и  последующей реализации Стратегии развития, тщательно просчитанной и  выверенной. Время показало её эффективность. За  20 последних лет было реализовано более 20 масштабных инвестпроектов, причём каждый из  них требовал привлечения специалистов высокой квалификации и  их дальнейшей подготовки.

В  начале этого пути мы столкнулись с  отсутствием на  заводе кадрового резерва. Понятно, что в  девяностые годы было не  до  этого… Благо к  этому времени у  нас на  предприятии «Химволокно» были налажены связи с  Ивановским государственным химико-технологическим университетом, вузом с  хорошими академическими традициями, замечательным профессорско-преподавательским составом  — студенты ИГХТУ приезжали к  нам на  практику, лучших приглашали на  работу. Вскоре такие  же отношения сложились и  с  РХТУ им.  Д. И. Менделеева и  его Новомосковским институтом, и  с  Тульским государственным университетом.

Теперь нас объединяют совместно разработанные образовательные программы, студенческие работы, как курсовые, так и  дипломные, связанные с  тематикой нашего предприятия, ведущая роль специалистов «Щёкиноазота» в  подготовке этих работ к  защите. Нас объединяет полноценное партнерство в  сфере подготовки кадров.

Плюс к  этому  — университетские преподаватели проходят стажировку на  наших производствах. Недавно у  нас как раз побывали представители профессорско-преподавательского состава ИГХТУ. Конечно, знакомство началось с  нашего зала трудовой славы. Потом был визит на  производства. Все остались очень довольны возможностью познакомиться с  новыми технологиями. Результатом стажировки станет подготовка для  студентов тем дипломных работ, связанных именно со  «Щёкиноазотом» и  его спецификой. И  преподаватели, и  наши специалисты будут помогать выпускникам в  работе.

Учиться, учиться, учиться

— Ирина Евгеньевна, не  к  станку  же, образно говоря, ставить специалистов?  …

— Будущий специалист, а  тем более руководитель, должен знать все тонкости на  каждом рабочем месте  — иначе как он будет руководить? Нам важно нивелировать разрыв между компетенциями, полученными в  вузе, и  конкретной профессиональной деятельностью. Впрочем, эта работа начинается ещё в  период практики  — мы проводим квизы для  студентов, привлекаем их к  научно-техническому творчеству  — это одно из  условий программы долгосрочной мотивации кадров. В  зависимости от  набранного количества баллов вчерашний студент получает не  просто рабочее место, но  и  определённые гарантии профессионального и  карьерного роста. В  ближайшем будущем стартовые успехи найдут своё отражение и  в  сумме заработной платы.

Но  и  став молодым специалистом, выпускник высшей школы не  остаётся без  внимания. У  нас есть собственные образовательные программы  — трех ступеней развития молодых специалистов. На  первом этапе  — это период адаптации  — мы внимательно оцениваем профессиональные возможности человека. На  втором  — вместе с  профессиональными перспективами анализируются личные качества  — лидерские задатки, организаторские способности. Третий этап  — закрепление полученного опыта, возможность участия в  проектах. И  по  итогам этой программы лучшие рассматриваются для  перспективного занесения в  кадровый резерв, а  он у  нас масштабный  — от  мастера до  генерального директора. И  здесь учёба продолжается  — формируются способности к  целеполаганию, принципы планирования, навыки работы в  команде.

Для  нас важно, чтобы люди росли на  предприятии, ступень за  ступенью шли к  вершинам мастерства и  карьеры. 79% резервистов сумели это осуществить: стали на  нашем заводе руководителями.

Традиционными стали научно-практические конференции, на  которых молодые специалисты презентуют и  защищают свои проекты, подготовленные с  помощью руководителей тех подразделений, где они работают. Авторы лучших работ поощряются, а  их проекты используются для  дальнейшего развития предприятия. И  с  каждым годом таких становится всё больше.

А  вообще, у  нас учатся все  — от  стажёра до  генерального директора.

Кто управляет  техпроцессом?

— То есть выпускник вуза рано или  поздно пойдёт на  повышение, а  как складывается карьера тех, кто окончил Щёкинский политехнический колледж?

— Я с  большим уважением отношусь к  современным рабочим специальностям. У  нас, на  минуточку, аппаратчик управляет технологическим процессом. И  для  этого ему, конечно, надо  учиться. Можно так: сначала  — в  колледже, а  потом  — получить и  высшее образование. И  многие ребята проходят этот путь, тем более что учиться в  вузах доступно. То  же самое могу сказать об  электриках, специалистах по  контрольно-измерительным приборам и  автоматике, слесарях-ремонтниках, лаборантах.

Сложное оборудование требует дополнительных компетенций. У  нас и  после вуза, и  после колледжа все работают под  контролем опытных наставников, хотя потом могут превзойти своих учителей в  профессиональном и  в  карьерном плане.

Щёкинский политехнический колледж всегда был нашей кузницей кадров, а  сегодня благодаря вхождению в  программу «Профессионалитет» и  выделению средств из  федерального бюджета он располагает такими учебными лабораториями, какие не  в  каждом университете есть… Плюс  — семь дополнительных образовательных программ. Наши руководители и  главные специалисты не  просто преподают и  ведут дипломные проекты, практику студентов. Это очень большая нагрузка  — в  год с  учётом вузов и  ссузов мы принимаем до  450 практикантов. 11 представителей «Щёкиноазота» получили сертификаты экспертов по  приёму демонстрационных экзаменов.

Около  10 лет мы практикуем дуальное обучение, когда учащийся часть времени посвящает учёбе, а  часть  — работе на  производстве.

Найти  себя

— Сейчас Минобрнауки РФ отмечает бум среди абитуриентов, желающих поступить именно в  средние профессиональные образовательные учреждения с  тем, чтобы потом получить высшее образование по  направлению предприятия. Как вы к  этому относитесь?

— Положительно. Тем более что преподаватели вузов отмечают, что выпускники колледжей осваивают учебную программу быстрее и  легче, чем вчерашние школьники. И  если мы видим стремление к  росту, потенциал, сами предлагаем продолжить учёбу в  вузе. У  нас сейчас на  заочном отделении вузов учатся 236 человек, не  считая тех ребят, кто получает образование по  целевому направлению на  дневной форме обучения. Некоторые наши заочники получают второе и  даже третье высшее образование.

— А  что нужно молодым людям, чтобы правильно выбрать путь в  жизни?

— Общих советов давать не  буду. Но  молодежи мы помогаем. Для  этого в  соответствии с  договором, заключённым районной администрацией, НИ  РХТУ и  «Щёкиноазотом», в  Щёкинском лицее открыли химико-технологический класс с  углублённым изучением химии, математики, физики. Ребятам в  лицее читают лекции вузовские преподаватели, дети ездят в  Новомосковский институт для  проведения лабораторных работ. Современный лабораторный класс оборудован и  в  лицее, с  помощью нашей компании…

А  вообще, мы работаем со  всеми школами, с  удовольствием встречаем их учеников с  экскурсиями на  заводе. Для  тех, кто ещё не  приступил к  изучению химии в  школе, совместно с  Центром детского творчества, что в  поселке Первомайский, реализуем проект «Химия без  формул». Наши сотрудники проводят для  детей тематические уроки «Мифы о  химии», различные конкурсы. И, наконец, для  самых маленьких, дошкольников и  младших школьников, также при  поддержке Центра детского творчества работает Лаборатория занимательных наук «Дети PRO: химию, биологию, экологию». Ведем профориентацию молодежи со  школьной скамьи.

Золотой  фонд

— Как вы считаете, желаемый эффект в  сфере кадровой политики достигнут?

— Об  этом рано говорить. Масштабная работа продолжается. Но  есть система подходов в  этой сфере. Мы обеспечиваем производства кадрами.

Приведу факт: более 60% устраивающихся на  «Щёкиноазот» не  достигли возраста 35  лет.

У  нас очень активно работает Совет молодых специалистов. Помимо организации научных конференций, ребята принимают участие во  всех культурных, экологических, патриотических, волонтёрских акциях, занимаются спортом. Недавно группа молодых химиков вернулась с  представительного форума «Инженеры будущего».

— Сейчас молодёжь настроена достаточно прагматично. Одной возможности карьерного роста для  нового поколения может быть мало?

— Не  стоит забывать, что карьерный рост  — это и  рост заработной платы. Но  и  этим дело не  ограничивается. Руководство «Щёкиноазота» всегда исходит из  того, что при  всём совершенстве технологий, при  всех возможностях техники главным на  производстве остаётся человек. У  нас достаточно масштабный социальный пакет. В  том числе  — для  молодых сотрудников. Даже практиканты у  нас пользуются льготами. Это комфортабельное общежитие, бесплатные обеды, возможность заниматься спортом, используя спортивную базу предприятия, участие в  массовых культурных мероприятиях. Да  и  практика у  нас  — оплачиваемая. Молодые специалисты получают подъёмные, иногородним компенсируется часть оплаты съёмного жилья. Тем, кто зарекомендовал себя как перспективный специалист, предприятие помогает в  приобретении собственного жилья. Плюс к  этому  — поддержка молодых семей, организация детского и  семейного летнего отдыха, собственная медицинская часть, оснащённая современным оборудованием… Перечислять можно долго.

Главное, мы не  просто говорим, что наши люди  — это золотой фонд предприятия. Мы и  относимся к  ним как к  самому дорогому.

Фото:  Щекиноазот

Последние новости

Топ-100: составлен рейтинг туляков, внёсших наибольший вклад в развитие Тульской области

Рейтинг опубликовали сотрудники Тульского социологического центра. Тульский социологический центр создаёт «Рейтинг туляков, внёсших наибольший вклад в социально-экономическое развитие Тульской области» с 2004 года.

Члены Общественного совета при УФНС России по Тульской области оценили работу Аналитического портала ФНС России

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию. На сайте ФНС России работает Аналитический портал с макроэкономическими показателями,

Дмитрий Миляев провёл заседание Комиссии Госсовета, посвящённое адаптивной физкультуре и спорту

Во вторник, 21 января, в Москве состоялось заседание Комиссии Государственного совета РФ по направлению физическая культура и спорт.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Серпухове, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *