«Я оперирую случайным»
4 сентября исполняется 110 лет со дня рождения американского композитора, философа, поэта, музыковеда, художника Джона Милтона Кейджа.
4 сентября исполняется 110 лет со дня рождения американского композитора, философа, поэта, музыковеда, художника Джона Милтона Кейджа.
Творчество Джона Кейджа вызывало немало споров и сильно повлияло не только на современную музыку, но и на целое направление в искусстве середины XX в., связанное с использованием «случайных» элементов (алеаторика) и «сырых» жизненных феноменов.
Среди учителей Кейджа были Генри Коуэлл (1933) и Арнольд Шенберг (1933—1935), известные своими радикальными новшествами в музыке. Композитор вспоминал: «После того как я учился у него в течение двух лет, Шёнберг сказал: «Чтобы сочинять музыку, Вы должны иметь ощущение гармонии». Я объяснил ему, что у меня не было такого чувства гармонии. Тогда он сказал, что я буду всегда сталкиваться с препятствиями так, как если бы я пытался пройти сквозь стену. Я сказал: «В этом случае я посвящу свою жизнь тому, чтобы биться моей головой об эту стену». Впоследствии Шёнберг, который никогда не хвалил произведения Кейджа, сказал, что ни один из его американских учеников не был столь интересен, как Кейдж: «Конечно, он не композитор, но он — изобретатель — из гениальных».
Кейдж вдохновлялся учением дзен-буддизма, согласно которому природа не имеет внутренней структуры или иерархии явлений. На него оказали также влияние современные теории взаимосвязи всех явлений, развивавшиеся социологом М. Маклюэном и архитектором Б. Фуллером. В итоге Кейдж пришел к музыке, которая включала в себя элементы «шума» и «тишины», использовала естественные, «найденные» звучания, а также электронику и алеаторику. Плоды этих опытов не всегда можно отнести к разряду художественных произведений, но это как раз и согласуется с идеей Кейджа, по которой подобный опыт «вводит нас в самую суть той жизни, которую мы проживаем».
«Я оперирую случайным: это помогает мне сохранить состояние медитации, избежать субъективизма в моих пристрастиях и антипатиях», — отмечал композитор.
Неудовлетворенный ограничениями, налагаемыми традиционной западной тональной системой, он начал создавать композиции с включением звуков, источниками которых были не музыкальные инструменты, а разные предметы, окружающие человека в повседневности, погремушки, хлопушки, а также звуков, порождаемых такими необычными процедурами, как, например, погружением вибрирующих гонгов в воду. В 1938 Кейдж изобрел так называемое подготовленное фортепиано, в котором под струны подложены разные предметы, в результате чего рояль превращается в миниатюрный ансамбль ударных. В начале 1950-х годов стал вводить в свои композиции алеаторику, используя при этом разного рода манипуляции с игральными костями, картами и Книгой перемен (И-цзин), древней китайской книгой для гадания. Другие композиторы и раньше эпизодически использовали «случайные» элементы в своих композициях, но Кейдж первым начал применять алеаторику систематически, сделав ее главным принципом композиции. Он также одним из первых стал использовать специфические звучания и особые возможности изменения традиционных звучаний, получаемые при работе с магнитофоном.
Три наиболее известные композиции Кейджа впервые исполнены в 1952 году. Среди них пресловутая пьеса 4'33", представляющая собой 4 минуты и 33 секунды тишины. Однако тишина в этом произведении не равнозначна полному отсутствию звука, поскольку Кейдж, помимо прочего, стремился привлечь внимание слушателей к естественным звукам той среды, в которой исполняется 4'33". Воображаемый ландшафт № 4 (Imaginary Landscape № 4) написан для 12 радиоприемников, и здесь все – выбор каналов, мощность звука, продолжительность пьесы – определяется случайностью. Произведение без названия, исполненное в колледже Блэк-Маунтин с участием художника Р. Раушенберга, танцора и хореографа М. Каннингема и других, стало прототипом жанра «хэппенинг», в котором зрелищные и музыкальные элементы сочетаются с совершаемыми одновременно спонтанными, зачастую абсурдными действиями исполнителей. Этим изобретением, а также своей работой в классах композиции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке Кейдж оказал заметное влияние на целое поколение деятелей искусства, усвоившее его взгляд: все происходящее может рассматриваться как театр («театр» – все, случающееся одновременно), и этот театр равен жизни.
Начиная с 1940-х годов Кейдж сочинял и исполнял музыку для танца. Его танцевальные композиции не связаны с хореографией: музыка и танец разворачиваются одновременно, сохраняя свою собственную форму. Большинство подобных композиций (в которых иногда используется декламация в «хэппенинговой» манере) были созданы в сотрудничестве с танцевальной труппой М. Каннингема, в которой Кейдж был музыкальным руководителем.
Литературные работы Кейджа, в том числе «Молчание» (Silence, 1961), «Год после понедельника»(A Year from Monday, 1968) и «Для птиц» (For the Birds, 1981), выходя далеко за пределы музыкальной проблематики, охватывают весь спектр идей, касающихся «бесцельной игры» художника и единства жизни, природы и искусства.
По мнению исследователя К. Зенкина, в деятельности Кейджа по-своему сфокусировались возможности дальнейшего развития человеческой культуры. Он отрёкся от смысла (ибо не смел претендовать на него), но не боялся бессмысленности, так как верил в Высший Смысл – и это кардинальным образом ставит его в позицию, противоположную постмодернизму, несмотря на великое множество общих моментов. В итоге Джон Кейдж открыл «путь хаосу» в американскую культуру, однако его целью было показать, что в этом хаосе есть красота и гармония. При этом композитор стремился к слиянию европейской и восточной культуры, видя в этом слиянии благотворное влияние на культуру человечества в целом.
По материалам classic-music.ru и других информационных источников.
Последние новости
Поддержка социально значимых проектов в России
Сенатор и представители партии «Единая Россия» активно участвуют в реализации социальных инициатив.
Новые заместители главы администрации Тулы
Валерий Дорожкин назначен заместителем главы администрации города Тулы.
Развитие промышленности в Узбекистане: деловая миссия «Единой России»
Представители партии работают над укреплением связей с узбекскими производителями.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку