Великий учитель музыкальной правды
14 февраля исполняется 210 лет со дня рождения русского композитора, пианиста, педагога Александра Даргомыжского, уроженца села Троицкое Белевского уезда Тульской губернии,
14 февраля исполняется 210 лет со дня рождения русского композитора, пианиста, педагога Александра Даргомыжского, уроженца села Троицкое Белевского уезда Тульской губернии, имя которого с 1958 года носит Тульский колледж искусств (ранее Тульское музыкальное училище).
Творчество Даргомыжского не только оказало значительное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века, он считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.
«Даргомыжский — великий открыватель новых земель в русской музыке, — пишет В. Д. Пекелис в книге «Даргомыжский и его окружение». — Его новаторские завоевания не только плод своеобразного дарования композитора. Индивидуальные качества художника получили мощный стимул в той исторической обстановке, в которой он жил и творил…
Даргомыжский был настоящим и смелым новатором в музыкальном творчестве. Он первый запечатлел в музыке тему большой социальной остроты. Тонкий психолог, одаренный замечательной наблюдательностью, Даргомыжский создал в своих произведениях широкую и разнообразную галерею человеческих образов.
Пути, связанные с развитием «натуральной школы» в литературе, привели композитора к новой, реалистической музыкальной эстетике. Претворяя в своем творчестве гоголевские принципы, Даргомыжский положил начало новым музыкальным жанрам – драматическому, сатирико-комическому, пародийному. Он стремился к правдивому, жизненному воплощению характеров в музыке… Существенной стороной его реалистического метода явилось музыкальное воспроизведение человеческой речи, ее живых, выразительных интонаций. Этот найденный им принцип «интонационного реализма» сам композитор сформулировал в письме к Л. И. Беленициной 9 декабря 1857 года: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».
Б. Асафьев так высказывался о даровании Даргомыжского в сравнении с Глинкой: «… Дарование Глинки стройно пластическое. Он гармоничен, любит цельность Форм и округленность линий. Даргомыжский – весь в нестройности… Он стремится ухватить моменты решительные: напряжение страсти, драматический конфликт, острый миг горя, ужаса и боли… Он умеет не только схватить характерное, но и высмеять то, что его взор карикатуриста успел выделить. Ирония – горькая и шутливая – его сфера. Гротеск тоже…
… Даргомыжский любит изображать малые чувства малых, скромных людей, любит салонные и цыганские романсы и песни – словом, музыку домашнего круга.
Через это он глубоко заглядывает в жизнь мелкого чиновника, мещанина, петербургской скромной и чувствительной барышни, разочарованного юноши, отвергнутой женщины; в мир людей с уязвленным самолюбием, с гордым характером, с решительной волей («Старый капрал») и людей жалких, уродливых, вызывающих презрение смешанное с сожалением («Червяк»). Так вырастает острое, оригинальное и самобытное искусство Даргомыжского – музыкального портретиста».
В. Стасов в Даргомыжском видел композитора «необычайной новизны и мощи, который создал в своей музыке... характеры человеческие с правдивостью и глубиной истинно шекспировской и пушкинской». М. Мусоргский отмечал, что Даргомыжский «стоит на высоте гениального художника», называя его «великим учителем музыкальной правды».
Любопытные факты из жизни Даргомыжского
Даргомыжский или Ладыженский?
Александр Даргомыжский вполне мог носить фамилию Ладыженский. Его отец, внебрачный сын помещика Алексея Ладыженского, был взят на воспитание и усыновлен помещиком Николаем Боучаровым, который привез его в имение Даргомыжка в Тульской губернии. Отсюда и появилась фамилия Даргомыжские. Мать композитора была из хорошего рода князей Козловских, замуж за отца своего будущего сына она вышла вопреки воли родителей. В 1813 году у пары родился сын Александр, будущий композитор.
Песни из Смоленской губернии
Мария Козловская, мать композитора, получила в приданое имение Твердуново в Смоленской губернии. Затем его унаследовал Александр Даргомыжский. Именно здесь, приезжая к родителям, он изучал смоленский фольклор, отголоски которого нашли свое отражение в его опере «Русалка». В партитуре оперы есть несколько вполне реальных смоленских мелодий. Кроме этого, смоленские мелодии он использовал для песен «Душа девица» и «Лихорадушка». Каникулы в Твердунове оказались плодотворными.
Крепостному праву — нет!
Александр Даргомыжский первым из помещиков Смоленской губернии освободил своих крестьян от крепостной зависимости. Причем, на очень выгодных условиях. Он оставил за ними всю землю, которую они обрабатывали до отмены крепостного права. И даже простил причитающиеся с крестьян 4000 рублей.
Учитель музыки не верил в талант
В силу каких-то причин Александр Даргомыжский не разговаривал до пятилетнего возраста. И потом, заговорив, сохранил очень высокий и хриплый голос своеобразного тембра. Но когда он начинал петь, то буквально завораживал слушателей, доводил их до слез искренностью и художественной выразительностью. Музыкальное образование будущий композитор начал получать в Санкт-Петербурге, куда переехала семья, когда отец получил должность на государственной службе. Один из первых учителей музыки Адриан Данилевский, очень хороший пианист, давал мальчику уроки игры на рояле, но очень прохладно относился к его попыткам сочинять музыку.
Пианист и скрипач
К девятнадцати годам Александр Даргомыжский уже издал несколько сборников своих романсов и фортепианных сочинений. К этому времени он играл уже не только на рояле, но и на скрипке. Часто выступал на благотворительных концертах. Впрочем, вскоре интерес к скрипке он потерял и больше к игре на этом инструменте не возвращался. Но всю жизнь поражал окружающих музыкальностью и феноменальной музыкальной памятью.
Знакомство с Глинкой
Даргомыжский решил идти по стопам отца и пошел на государственную службу, а поскольку он был человеком аккуратным, то вскоре начал продвигаться по карьерной лестнице. Возможно, российские чиновничьи ряды были бы пополнены, но вмешался случай: Даргомыжский познакомился с Михаилом Глинкой, начал играть с ним в четыре руки, рассуждать о музыке. А когда побывал на репетициях «Жизни за царя», то загорелся написать и свою оперу. Так началось его соревнование с Глинкой.
Восемь лет в ожидании «Эсмеральды»
Первая опера Даргомыжского была написана на сюжет романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», но автор дал ей название по имени главной героини — «Эсмеральда». Когда партитура была закончена, Даргомыжский отнес ее в дирекцию Императорских театров в надежде на постановку. Но в моде в то время были итальянские оперы. «Эсмеральда» пролежала у меня в портфеле целых восемь лет», — вспоминал потом композитор. Опера наконец была поставлена, оказалась небезынтересной, но быстро сошла со сцены и практически больше не ставилась. Сочинения Глинки, между тем, набирали популярность.
Успех «Русалки»
Популярность Даргомыжскому принесла его опера «Русалка». Ее премьера состоялась в 1856 году. Композитор сам дописал финал поэмы Пушкина, которая не была завершена, адаптировал некоторые его стихи. Опера оказалась успешной настолько, что ведущий музыкальный критик того времени Александр Серов написал на нее положительную рецензию. Объем рецензии был так велик, что ее публиковали в нескольких номерах с продолжением в одном из музыкальных журналов.
Неоконченная опера
В конце жизни Даргомыжский снова обратился к Пушкину, выбрав его «Каменного гостя». Увы, оперу он завершить не успел, а в завещании указал своими душеприказчиками Кюи и Римского-Корсакова. Первый завершил оперу, второй ее оркестровал.
По материалам belcanto.ru и других открытых информационных источников.
Творчество Даргомыжского не только оказало значительное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века, он считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.
«Даргомыжский — великий открыватель новых земель в русской музыке, — пишет В. Д. Пекелис в книге «Даргомыжский и его окружение». — Его новаторские завоевания не только плод своеобразного дарования композитора. Индивидуальные качества художника получили мощный стимул в той исторической обстановке, в которой он жил и творил…
Даргомыжский был настоящим и смелым новатором в музыкальном творчестве. Он первый запечатлел в музыке тему большой социальной остроты. Тонкий психолог, одаренный замечательной наблюдательностью, Даргомыжский создал в своих произведениях широкую и разнообразную галерею человеческих образов.
Пути, связанные с развитием «натуральной школы» в литературе, привели композитора к новой, реалистической музыкальной эстетике. Претворяя в своем творчестве гоголевские принципы, Даргомыжский положил начало новым музыкальным жанрам – драматическому, сатирико-комическому, пародийному. Он стремился к правдивому, жизненному воплощению характеров в музыке… Существенной стороной его реалистического метода явилось музыкальное воспроизведение человеческой речи, ее живых, выразительных интонаций. Этот найденный им принцип «интонационного реализма» сам композитор сформулировал в письме к Л. И. Беленициной 9 декабря 1857 года: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».
Б. Асафьев так высказывался о даровании Даргомыжского в сравнении с Глинкой: «… Дарование Глинки стройно пластическое. Он гармоничен, любит цельность Форм и округленность линий. Даргомыжский – весь в нестройности… Он стремится ухватить моменты решительные: напряжение страсти, драматический конфликт, острый миг горя, ужаса и боли… Он умеет не только схватить характерное, но и высмеять то, что его взор карикатуриста успел выделить. Ирония – горькая и шутливая – его сфера. Гротеск тоже…
… Даргомыжский любит изображать малые чувства малых, скромных людей, любит салонные и цыганские романсы и песни – словом, музыку домашнего круга.
Через это он глубоко заглядывает в жизнь мелкого чиновника, мещанина, петербургской скромной и чувствительной барышни, разочарованного юноши, отвергнутой женщины; в мир людей с уязвленным самолюбием, с гордым характером, с решительной волей («Старый капрал») и людей жалких, уродливых, вызывающих презрение смешанное с сожалением («Червяк»). Так вырастает острое, оригинальное и самобытное искусство Даргомыжского – музыкального портретиста».
В. Стасов в Даргомыжском видел композитора «необычайной новизны и мощи, который создал в своей музыке... характеры человеческие с правдивостью и глубиной истинно шекспировской и пушкинской». М. Мусоргский отмечал, что Даргомыжский «стоит на высоте гениального художника», называя его «великим учителем музыкальной правды».
Любопытные факты из жизни Даргомыжского
Даргомыжский или Ладыженский?
Александр Даргомыжский вполне мог носить фамилию Ладыженский. Его отец, внебрачный сын помещика Алексея Ладыженского, был взят на воспитание и усыновлен помещиком Николаем Боучаровым, который привез его в имение Даргомыжка в Тульской губернии. Отсюда и появилась фамилия Даргомыжские. Мать композитора была из хорошего рода князей Козловских, замуж за отца своего будущего сына она вышла вопреки воли родителей. В 1813 году у пары родился сын Александр, будущий композитор.
Песни из Смоленской губернии
Мария Козловская, мать композитора, получила в приданое имение Твердуново в Смоленской губернии. Затем его унаследовал Александр Даргомыжский. Именно здесь, приезжая к родителям, он изучал смоленский фольклор, отголоски которого нашли свое отражение в его опере «Русалка». В партитуре оперы есть несколько вполне реальных смоленских мелодий. Кроме этого, смоленские мелодии он использовал для песен «Душа девица» и «Лихорадушка». Каникулы в Твердунове оказались плодотворными.
Крепостному праву — нет!
Александр Даргомыжский первым из помещиков Смоленской губернии освободил своих крестьян от крепостной зависимости. Причем, на очень выгодных условиях. Он оставил за ними всю землю, которую они обрабатывали до отмены крепостного права. И даже простил причитающиеся с крестьян 4000 рублей.
Учитель музыки не верил в талант
В силу каких-то причин Александр Даргомыжский не разговаривал до пятилетнего возраста. И потом, заговорив, сохранил очень высокий и хриплый голос своеобразного тембра. Но когда он начинал петь, то буквально завораживал слушателей, доводил их до слез искренностью и художественной выразительностью. Музыкальное образование будущий композитор начал получать в Санкт-Петербурге, куда переехала семья, когда отец получил должность на государственной службе. Один из первых учителей музыки Адриан Данилевский, очень хороший пианист, давал мальчику уроки игры на рояле, но очень прохладно относился к его попыткам сочинять музыку.
Пианист и скрипач
К девятнадцати годам Александр Даргомыжский уже издал несколько сборников своих романсов и фортепианных сочинений. К этому времени он играл уже не только на рояле, но и на скрипке. Часто выступал на благотворительных концертах. Впрочем, вскоре интерес к скрипке он потерял и больше к игре на этом инструменте не возвращался. Но всю жизнь поражал окружающих музыкальностью и феноменальной музыкальной памятью.
Знакомство с Глинкой
Даргомыжский решил идти по стопам отца и пошел на государственную службу, а поскольку он был человеком аккуратным, то вскоре начал продвигаться по карьерной лестнице. Возможно, российские чиновничьи ряды были бы пополнены, но вмешался случай: Даргомыжский познакомился с Михаилом Глинкой, начал играть с ним в четыре руки, рассуждать о музыке. А когда побывал на репетициях «Жизни за царя», то загорелся написать и свою оперу. Так началось его соревнование с Глинкой.
Восемь лет в ожидании «Эсмеральды»
Первая опера Даргомыжского была написана на сюжет романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», но автор дал ей название по имени главной героини — «Эсмеральда». Когда партитура была закончена, Даргомыжский отнес ее в дирекцию Императорских театров в надежде на постановку. Но в моде в то время были итальянские оперы. «Эсмеральда» пролежала у меня в портфеле целых восемь лет», — вспоминал потом композитор. Опера наконец была поставлена, оказалась небезынтересной, но быстро сошла со сцены и практически больше не ставилась. Сочинения Глинки, между тем, набирали популярность.
Успех «Русалки»
Популярность Даргомыжскому принесла его опера «Русалка». Ее премьера состоялась в 1856 году. Композитор сам дописал финал поэмы Пушкина, которая не была завершена, адаптировал некоторые его стихи. Опера оказалась успешной настолько, что ведущий музыкальный критик того времени Александр Серов написал на нее положительную рецензию. Объем рецензии был так велик, что ее публиковали в нескольких номерах с продолжением в одном из музыкальных журналов.
Неоконченная опера
В конце жизни Даргомыжский снова обратился к Пушкину, выбрав его «Каменного гостя». Увы, оперу он завершить не успел, а в завещании указал своими душеприказчиками Кюи и Римского-Корсакова. Первый завершил оперу, второй ее оркестровал.
По материалам belcanto.ru и других открытых информационных источников.
Последние новости
Смена тренера в саратовском Соколе
Младен Кашчелан может стать новым главным тренером команды.
В Тульской области пенсионеры получают повышенные пенсии за работу в сельском хозяйстве
Более 9 тысяч жителей региона получают поддержку от государства.
Новые инвестиции в Тульской области
Губернатор обсудил реализацию крупных проектов с инвесторами
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку
На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Севастополе, включая прогнозы на ближайшие дни и часы