В музейном комплексе "Бобрики" открылась новая выставка

Выставка "Модерн" предоставлена государственным мемориальным историко-художественным и природным музеем-заповедником В.Д.

Выставка "Модерн" предоставлена государственным мемориальным историко-художественным и природным музеем-заповедником В.Д. Поленова в рамках реализации майских указов президента по обмену выставками между музеями.

На выставке представлены работы Елены Поленовой и Марии Якунчиковой-Вебер.

Елена Дмитриевна Поленова

« Мне бы хотелось, не потерять двух способностей – способности помогать, воодушевлять и служить опорой и толчком к работе другим художникам. Это свойство во мне есть положительно. Другая способность - это любить и верить, и увлекаться своей работой. Больше мне ничего не нужно. Конечно, оценка, поддержка, интерес других, особенно тех мнением, которых дорожишь, очень драгоценны, но неизмеримо важнее те силы, которые внутри живут и которые дают питание огню, горящему в душе. Лишь бы он не потухал…». Е.Поленова.
Творчество Елены Дмитриевны Поленовой принадлежит к интереснейшим явлениям в русской культуре Х1Х века. «Она далеко не успела выполнить всего того, к чему способна была ее натура, к чему приготовила ее горячая любовь к России, к русскому народному творчеству, к русскому народному содержанию и красоте, но сделано ею так оригинально, так могуче, так своеобразно, что, наверное, никогда не погибнет и навсегда останется памятником несравненно женского искусства» - писал В.Стасов. Надежды В.В.Стасова, к сожалению, не оправдались. Имя и творчество этой художницы незаслуженно забыты. Но ведь именно она была первым иллюстратором русских народных сказок, возрождала уходящее в прошлое искусство резьбы по дереву, занималась росписью керамики, стала замечательной акварелисткой, неплохо писала маслом. Работы Елены Дмитриевны экспонировались на многих выставках и имели успех у зрителей.
Елена Дмитриевна Поленова родилась 15 ноября 1850 года в Петербурге. Родители дали ей хорошее домашнее образование. Отец – юрист, знаток истории, страстно увлекавшийся археологией, мама - самодеятельная художница, именно от нее дети получили первые уроки художественного мастерства. Несомненно, влияние мамы сказалось на выборе жизненного пути детей, двое из пятерых стали профессиональными художниками. С 9 лет Елена уже брала уроки рисования у П.П.Чистякова. В 1864 году она поступает в классы Общества Поощрения Художеств, занимаясь в классе И.Н.Крамского, позднее стала брать у него уроки еще и дома. В 1870 году едет в Париж, где успешно работает в мастерской Шаплена. Жажда научиться писать была великой, училась у всех и всему. В 1875 году получила диплом учительницы и преподавала в школе для девочек при Литейно - Таврическом кружке Общества Вспомоществования бедным женщинам. В годы Турецкой войны служила в госпитале в Киеве, помогала тяжело раненным участникам сражений. После возвращения, училась на медицинских курсах в Петербурге. Во всем художница, прежде всего, ценила профессионализм. Писала много и успешно. Переезд на постоянное жительство в Москву в 1882 г. дал новый толчок в развитии творческих начинаний. Общение с художниками близкими по духу, поездки на этюды по российским губерниям, Абрамцево, с его обитателями, атмосферой творчества и созидания – все это было неисчерпаемым источником для Е.Д.Поленовой. Любовь к России, к русской природе и старине легли в основу творчества талантливой художницы. Интерес к сказке и сказочности проявятся во всех областях творчества, в которых она станет работать, будь то эскизы мебели для абрамцевской столярной мастерской, или самобытные никому так ранее не удававшиеся иллюстрации к русским народным сказкам. Обратившись к прикладному искусству, Елена Дмитриевна включается в поиски стиля, им окажется модерн. Ее начинания оказались успешными, и нашли последователей. Особой страницей в ее творчестве стала книжная иллюстрация. В жизни все взаимосвязано природа, человек и его творчество и это пыталась выразить в своих работах Елена Дмитриевна. Она вспоминала сказки далекого детства, рассказанные бабушкой, и прочитанные в сборнике Афанасьева, «пользовалась материалом живым не книжным, т.е. заставляла рассказывать баб, ребят или стариков и записывала…». Елена часто ездила на натурные этюды, собирая материал для будущих иллюстраций. При ее жизни была издана только одна сказка «Война грибов» и готовилось еще несколько сказок к печати, но увидели свет только после смерти художницы. За свою недолгую жизнь Е.Д.Поленова приняла участие более чем в шестидесяти выставках в Петербурге и Москве. Критики и зрители видели в ней «человека чуткого и нежного», мастера лирического пейзажа, одухотворенного силой поэтического дарования. В 1895 году Елена Дмитриевна совершила путешествие по Европе. В Париже она сделала первый эскиз к картине «Зверь», как бы бессознательно предсказывая свою судьбу.    7 ноября 1898 года художница скончалась, похоронили Елену Дмитриевну на Ваганьковском кладбище в Москве; над ее могилой поставили крест, в древнерусском стиле по эскизу В.М.Васнецова «До последней, сознательной минуты она продолжала работать и умом и духом с поражающей ясностью…Огонь, горящий в ее душе, не потухал» писала: Н.В.Поленова

Мария Васильевна Якунчикова-Вебер

В 1902 году, вдали от родины - в Швейцарии, в недавно приобретённом собственном доме в пригороде Женевы, в окружении семьи угасала Мария Васильевна Якунчикова-Вебер. Художница, творчество которой осталось недописанной главой в истории Серебряного века русской художественной культуры. Ей было всего 32 года...
Смерть художницы прошла почти незамеченной в России. Лишь Сергей Дягилев  в 12-м  номере журнала «Мир искусства» (1902г.) опубликует им же самим написанный некролог, в котором, в частности, говорится: «Якунчикова умерла тридцати дух лет, последние два года она хворала. Немного времени осталось у неё для творчества, да и в судьбе её было что-то необъяснимое и таинственное. Она была характерно русской женщиной с типично русским дарованием, а из-за болезни большую часть своей короткой жизни прожила в Европе. За творческими силами она урывками приезжала в Россию, набиралась «русским духом» и должна была опять лететь  назад. В Париже она работала над видами Троице-Сергиевой лавры! Лишь только она начала развиваться, как художница она вышла замуж, затем - дети, затем - серьёзная болезнь сына и, наконец, смерть». Якунчикова-Вебер Мария Васильевна — русская художница, график, аппликатор, одна из провозвестниц символизма и модерна в русском искусстве. Родилась в 1870 году в немецком городе Висбаден в семье крупного фабриканта и мецената Василия Ивановича Якунчикова; в семье, состоявшей в родстве с Мамонтовыми, Третьяковыми, Поленовыми (она сестра жены В.Д.Поленова). В детстве увлеклась рисованием, ее первым наставником в живописи был художник Н. А. Мартынов. В 1885 году Мария Якунчикова стала посещать классы Московского училища живописи, ваяния и зодчества в качестве вольной слушательницы. В 1888 году врачи обнаружили у Якунчиковой туберкулез, порекомендовали сменить климат. Мария Якунчикова уехала в Европу, сначала проживала в Италии, а годом позже перебралась во Францию. В последующие годы проживала в Париже, приезжая на лето в Россию. Разделяла национально-романтические увлечения Абрамцевского художественного кружка С. И. Мамонтова.
С осени 1889 года Якунчикова продолжила учиться живописи в парижской академии Жюлиана. В 1894 году Мария оставила академию, сняла мастерскую и начала работать самостоятельно, выставляя свои произведения в Парижском салоне. В 1895 году начался особый период в ее творчестве. Мария Якунчикова много и плодотворно работала, особенно в области декоративно-прикладного искусства, занималась деревянной игрушкой, вышивкой, гобеленом, аппликацией. Активно работала в технике выжигания по дереву. Художница исполняла декоративные панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись, Якунчикова увлекалась народным искусством, собирала его образцы. В 1896 году Якунчикова вышла замуж за студента медицинского факультета в Сорбонне Леона Вебер-Баулера, в 1898 году у них родился сын Степан. 1897-1898 годы — кульминация творческого развития Якунчиковой, время создания таких картин, как "Из окна старого дома. Введенское", "Чехлы", "Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы". Кроме живописи, Якунчикова пробовала свои силы в майолике и графике. В 1898 была приглашена Сергеем Дягилевым в объединение "Мир искусства". Оформляла номера одноименного журнала за 1899 год.
Мария Васильевна Якунчикова приняла активное участие в устройстве Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже. На этой выставке экспонировалось огромное панно Якунчиковой "Девочка и леший", выполненное в технике вышивки и аппликации. Оно было удостоено серебряной медали выставки. Эти последние работы исполнены в мастерских Абрамцева, где художница сама руководила их изготовлением. В 1900 году у Марии вновь открылся диагностированный еще в конце 1880-х годов туберкулезный процесс. Рождение в апреле 1901 года второго сына окончательно подорвало здоровье художницы. Муж перевез семью сначала в Шамони, а затем на лечение в Швейцарию в Шен-Бужери, но в декабре 1902 года Мария Васильевна Якунчикова скончалась от обострившегося туберкулеза. В России картины Якунчиковой хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, музее-усадьбе В. Д. Поленова. Значительная часть произведений художницы находится в частных коллекциях наследников семьи Вебер в Швейцарии. Работы Якунчиковой-Вебер, навеянные образами древнерусской архитектуры, или посвященные теме усадебной культуры, окрашены ностальгическим настроением. Художник русского Серебряного века, Якунчикова-Вебер стала одной из провозвестниц символизма и модерна в русском искусстве.
«Я вся — тона жемчужной акварели,
Я бледный стебель ландыша лесного,
Я легкость стройная обвисшей мягкой ели,
Я изморозь зари, мерцанье дна морского».
(М.Волошин о портрете М.В.Якунчиковой кисти В.А.Серова)


Последние новости

Научно-образовательная конференция по кардиологии собрала специалистов со всей страны

Мероприятие прошло онлайн и собрало 180 врачей из разных регионов России и зарубежья.

Вебинар по изменениям в законодательстве о ККТ в 2025 году

УФНС России по Тульской области приглашает налогоплательщиков на важное мероприятие.

Соседские конфликты: Тульская прокуратура вмешалась в дело о оскорблениях

Жительница Тулы привлечена к ответственности за унижение достоинства соседки

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Клинцах, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *