Сто лет назад в Туле была создана Центральная публичная библиотека
Мы продолжаем рассказ о том, как жили туляки сто лет назад, в 1919 году. Источник информации – тогдашняя газета "Коммунар", орган Советов г. Тулы и Тульской губернии и губкома РКП(б).
Мы продолжаем рассказ о том, как жили туляки сто лет назад, в 1919 году. Источник информации – тогдашняя газета "Коммунар", орган Советов г. Тулы и Тульской губернии и губкома РКП(б). В этом году свое столетие отметила Тульская областная научная библиотека. О ее первых шагах – наш сегодняшний рассказ.
Залог успеха
11 мая 1919 года в Туле состоялось торжественное открытие Центральной публичной библиотеки имени В.И. Ленина. Она находилась в здании Пролеткульта, бывшем Новом театре (ныне – здание Тульской областной филармонии).
Участникам торжества предложили концертную программу с участием солиста Большого театра Дмитрия Смирнова.
В этот же день в библиотеке вниманию посетителей была представлена книжная выставка, проработавшая шесть дней. За это время ее посетили 2915 человек.
"Выставка не только доказала, что библиотека нужна для Тулы, но и открыла еще новую, чрезвычайно интересную сторону дела – библиотекой заинтересовались широкие круги публики, и в этом верный залог ее успеха и ее жизненности", - утверждал "Коммунар".
Книжный фонд библиотеки насчитывал свыше 30 тысяч томов.
В начале июня "Коммунар" сообщал, что ежедневно в библиотеке бывают 120-150 человек. Наибольшим спросом пользовались книги по экономике, истории, обществознанию, естествознанию и пролетарской культуре.
Планы
По информации "Коммунара", в дальнейшем губернский отдел народного образования предполагал "широко использовать книжные выставки как наилучший способ приблизить книги к читателю, заставить читателя ценить и уважать книгу". Планировалось устраивать передвижные книжные выставки и в деревнях, сопровождая их лекциями-беседами о значении книг.
Сообщалось также, что "ожидается масса книг из уездов" (надо полагать, из национализированных дворянских усадеб) и что продолжается закупка книг для библиотеки в Москве и Петрограде.
7 июня "Коммунар" сообщал: "На днях приедет первый транспорт книг, передаваемых библиотеке из Государственного книжного фонда".
В библиотеке создавались нотный отдел, отдел «по истории местного края» и другие, а также «грандиозный газетно-журнальный отдел, в который будут поступать газеты и журналы как из центра, так и из провинции».
"В скором времени при библиотеке раз в неделю будут устраиваться популярные лекции по различным отраслям знаний. Лекции будут сопровождаться туманными картинами", - рассказывал "Коммунар". "Туманными картинами" называли изображения, которые получали на большом плоском экране при помощи проекционного "волшебного" фонаря. Сами картинки рисовали либо воспроизводили фотографическим способом на стеклянных пластинах.
В читальне
21 мая открылся читальный зал библиотеки. 28 июня некто "Посетитель" поместил в "Коммунаре" почти кинематографическую зарисовку о работе читального зала:
"Усталый, подчас раздраженный идешь с дневной службы, и кажется, что в тебе ничего не осталось, кроме усталости. Но вот вдруг мелькнет в душе какая-то светлая точка… Начинает расти, шириться и, наконец, обращается в тихую, прочную радость. Эта тихая радость – наша читальня при Центральной библиотеке.
Входишь в большой светлый зал; уютно за столом расположились читатели, некоторые с записными тетрадями.
Вот сидит пожилой рабочий с суровым лицом и осторожно, едва касаясь своей крупной заскорузлой рукой, перелистывает книгу. Присмотрелся: "Жизнь Карла Маркса".
Там – красноармеец, еще совсем мальчик, в шапке со звездой, читает вслух, по складам, "пальчиком водя".
А вот сидят две бедно одетые девочки, совсем малютки – еще ножки до пола не могут достать; читают сказки про зверьков, про животных. Одна из них почитает-почитает, закроет ручками личико и смеется. Другая серьезная: уши ручками закрыла и вся погрузилась в чтение.
А вот меленький, лет 6-7 мальчик, черный, как жук, забрался в мягкое кресло, свернувши ножки калачиком, около своей мамы, и читает путешествия Гулливера в красках.
Вот бледный раненый солдатик с перевязанной рукой; юноша, заваленный книгами…
И какое разнообразие вкусов и интересов читателей!"
Тем не менее "Коммунар" не раз отмечал: "Библиотека чрезвычайно стеснена помещением: вечером читальный зал не может вместить всех желающих".
Комната памяти Льва Толстого
По информации "Коммунара" от 7 июня, «на днях библиотека обогатится весьма ценным собранием книг, гравюр и картинг, вышедших как в России, так и за границей, о Льве Толстом.
А 19 июня газета рассказала, что Центральная публичная библиотека приступила к организации особой комнаты, посвященной памяти Л.Н. Толстого.
"В ней предложено сосредоточить всё, что удастся приобрести на книжном рынке и у частных лиц. Тула более, чем другой город, должна позаботиться о создании такой комнаты.
Библиотека обращается с просьбой ко всем гражданам, имеющим печатные произведения Толстого, сдать их в библиотеку. Прием ежедневно с 8 до 11 часов вечера".
Курсы по библиотечному делу
17 мая в Туле начались занятия на курсах по библиотечному делу, организованных губернским и городским отделами народного образования.
По данным "Коммунара", первоначально на них обучались около 150 человек. Теоретический курс читали москвичи А.А. Покровский и А.К. Покровская. Александр Покровский (1879-1942) – видный русский библиотековед, основатель и первый директор Центральной городской библиотеки в Москве (1919), один из основателей Московского библиотечного института. Анна Покровская (1878-1972) – организатор библиотеки им. А.С. Грибоедова в Москве, директор Института детского чтения, детский писатель.
Не все слушатели курсов оказались способными к учению: к практическим занятиям допустили только 100 человек. Практикантов разбили на три учебные группы.
"Тула будет иметь подготовленных квалифицированных библиотекарей", - отмечала газета 29 мая.
На фото:
Митинг у здания Пролеткульта, в котором находилась Центральная публичная библиотека. 7 ноября 1922 г. (ГУ ГАТО. Ф. 3097. Оп. 1. Д. 149 ).
Наша справка
На открытии Центральной библиотеки в Туле выступил знаменитый артист Дмитрий Смирнов.
Дмитрий Алексеевич Смирнов (7 ноября (1882–1944) — русский оперный певец, лирико-драматический тенор. Он родился в Москве, в состоятельной купеческой семье. В трехмесячном возрасте потерял отца, воспитывался отчимом, который поощрял музыкальные занятия детей. В 1900 г. окончил техническое училище, однако занятия музыкой не прервал — пел в церковном хоре и сочинял духовные произведения, брал уроки пения. Первое выступление на профессиональной сцене состоялось в 1903 г. в театре "Эрмитаж".
В 1904 г. Д. А. Смирнов приглашен в труппу Московского Императорского Большого театра и через год вошел в круг виднейших оперных артистов России. Выступал на ведущих мировых сценах.
Летом 1919 г. гастролировал по городам Украины, Крыма, Кавказа. Возможно, по пути на эти гастроли и побывал в Туле.
В1920 г. покинул Россию. Жил в Париже, Лондоне, Таллине, Риге. Пять раз посещал СССР с гастролями.
В 1984-1990 гг. советская фирма "Мелодия" выпустила 7 пластинок с записями Д. Смирнова. Ряд фонограмм выпущен и на компакт-дисках.
Наталия КИРИЛЕНКО.
Опубликовано в газете "Тула" 2 октября 2019 г.
Последние новости
Научно-образовательная конференция по кардиологии собрала специалистов со всей страны
Мероприятие прошло онлайн и собрало 180 врачей из разных регионов России и зарубежья.
Вебинар по изменениям в законодательстве о ККТ в 2025 году
УФНС России по Тульской области приглашает налогоплательщиков на важное мероприятие.
Соседские конфликты: Тульская прокуратура вмешалась в дело о оскорблениях
Жительница Тулы привлечена к ответственности за унижение достоинства соседки
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией