Сплетая связь времен
Тихо в монастыре. Сквозь густеющее сиреневое небо пробивается свет пока еще тусклой луны, отражаясь в черных водах Оки.
Тихо в монастыре. Сквозь густеющее сиреневое небо пробивается свет пока еще тусклой луны, отражаясь в черных водах Оки. Да слабо светятся окна нескольких келей, подрагивая от неустойчивых огоньков лучин. Девушки-монашки плетут кружево. Закончить нужно до утренней молитвы, заказ срочный – для облачения священника… Конечно, со свечами было бы ярче, удобнее, но тонкие ловкие пальцы, привычные к отполированным до блеска коклюшкам, уже могут наугад, но точно, переносить рисунок на нить, слагая чудесные, неповторимые узоры.
Издавна существовало кружевоплетение в белевском женском Крестовоздвиженском монастыре, с 16-17 веков. И уже тогда никто не знал имени «первопроходца».
Кружево плелось из золотой и серебряной нити (иногда добавляли черную). Охотно покупали изделия белевские дворяне, купцы, ну, а для праздничных облачений духовенства оно было необходимо.
Конечно, плести при тусклом освещении лучин было трудно, да еще слепили глаза блики от золотых и серебряных нитей. Но свечи были очень дороги, и их стали применять в освещении келий кружевниц намного позже.
Да и сами изделия были недешевые, и их продажа помогала в трудные времена обители выжить.
А вот приспособления для изготовления кружев особых затрат не требовали: подушка на подставке, лукошко, булавки; деревянные, часто березовые или липовые, коклюшки и бумага для рисунка кружева.
Надо сказать, что с тех стародавних времен орудия и инструменты никаких изменений не претерпели – так же ими пользуются и современные мастерицы.
Кружевоплетением занимались и в Вологде, и в Ельце, и в Кирове. Но белевское кружево было узнаваемым тем, что в изделиях не использовались сцены быта, изобразительные мотивы и др. Тем оно и было самобытно, имело свой неповторимый, индивидуальный стиль, незамысловатый, но тонкий, изящный.
Ока в те времена была судоходной, это позволило выйти на западноевропейский рынок. Интересно, что модницы Парижа иногда принимали белевское кружево за свое, французское – настолько оно было безупречно изысканным.
Построенная в 19 веке железная дорога, соединившая Белев с Москвой, ускорила сбыт продукции.
Следует сказать, что в 18-19 веках этим искусством заинтересовались и в помещичьих усадьбах Белева, и в домах состоятельных людей. Вначале мастерицы обучали кружевоплетению крепостных девочек. И постепенно, год за годом, изготовление кружева пришло во многие семьи белевцев. Девушки от вышивки на пяльцах переходили на плетение кружев, осваивали новое мастерство, причем успешно – работали с душой.
И уже во второй половине 19 века центром кружевоплетения в Тульской губернии становится Белев. Кроме того, это мастерство принимает форму промысла и для многих горожан становится основным источником заработка.
Появляются скупщики, которые налаживают сбыт продукции в крупных городах и даже в странах Европы и Востока. Организуется обучение, появляются мастерицы, которые занимаются только созданием рисунков в зависимости от назначения изделия.
С 70-х годов 20 века и до сегодняшнего дня мастерицами-энтузиастками предпринимаются усилия по возрождению старинного промысла. Особую строку в историю кружевоплетения вписала Елена Егорова, которая преподает в белевском Доме детского творчества. Шедевры мастерства кружевоплетения отмечены престижными премиями. Например, в 2012 году Дом творчества стал победителем открытого конкурса на соискание грантов правительства Тульской области в сфере народных художественных промыслов по теме «Белевское кружево».
Наше кружево уже давно является брендом Белева и известно далеко за его пределами.
– Особенностью белевского сцепного кружева является в ассиметричном построении фестонов, но коклюшка выкладывается таким образом, что узор кажется симметричным. Еще одна особенность
Издавна существовало кружевоплетение в белевском женском Крестовоздвиженском монастыре, с 16-17 веков. И уже тогда никто не знал имени «первопроходца».
Кружево плелось из золотой и серебряной нити (иногда добавляли черную). Охотно покупали изделия белевские дворяне, купцы, ну, а для праздничных облачений духовенства оно было необходимо.
Конечно, плести при тусклом освещении лучин было трудно, да еще слепили глаза блики от золотых и серебряных нитей. Но свечи были очень дороги, и их стали применять в освещении келий кружевниц намного позже.
Да и сами изделия были недешевые, и их продажа помогала в трудные времена обители выжить.
А вот приспособления для изготовления кружев особых затрат не требовали: подушка на подставке, лукошко, булавки; деревянные, часто березовые или липовые, коклюшки и бумага для рисунка кружева.
Надо сказать, что с тех стародавних времен орудия и инструменты никаких изменений не претерпели – так же ими пользуются и современные мастерицы.
Кружевоплетением занимались и в Вологде, и в Ельце, и в Кирове. Но белевское кружево было узнаваемым тем, что в изделиях не использовались сцены быта, изобразительные мотивы и др. Тем оно и было самобытно, имело свой неповторимый, индивидуальный стиль, незамысловатый, но тонкий, изящный.
Ока в те времена была судоходной, это позволило выйти на западноевропейский рынок. Интересно, что модницы Парижа иногда принимали белевское кружево за свое, французское – настолько оно было безупречно изысканным.
Построенная в 19 веке железная дорога, соединившая Белев с Москвой, ускорила сбыт продукции.
Следует сказать, что в 18-19 веках этим искусством заинтересовались и в помещичьих усадьбах Белева, и в домах состоятельных людей. Вначале мастерицы обучали кружевоплетению крепостных девочек. И постепенно, год за годом, изготовление кружева пришло во многие семьи белевцев. Девушки от вышивки на пяльцах переходили на плетение кружев, осваивали новое мастерство, причем успешно – работали с душой.
И уже во второй половине 19 века центром кружевоплетения в Тульской губернии становится Белев. Кроме того, это мастерство принимает форму промысла и для многих горожан становится основным источником заработка.
Появляются скупщики, которые налаживают сбыт продукции в крупных городах и даже в странах Европы и Востока. Организуется обучение, появляются мастерицы, которые занимаются только созданием рисунков в зависимости от назначения изделия.
С 70-х годов 20 века и до сегодняшнего дня мастерицами-энтузиастками предпринимаются усилия по возрождению старинного промысла. Особую строку в историю кружевоплетения вписала Елена Егорова, которая преподает в белевском Доме детского творчества. Шедевры мастерства кружевоплетения отмечены престижными премиями. Например, в 2012 году Дом творчества стал победителем открытого конкурса на соискание грантов правительства Тульской области в сфере народных художественных промыслов по теме «Белевское кружево».
Наше кружево уже давно является брендом Белева и известно далеко за его пределами.
– Особенностью белевского сцепного кружева является в ассиметричном построении фестонов, но коклюшка выкладывается таким образом, что узор кажется симметричным. Еще одна особенность
Последние новости
Тульские Реставраторы и архитекторы за этот год стали востребованнее в полтора раза
Аналитики Авито Работы изучили динамику вакансий и средних зарплатных предложений для новых сотрудников в Тульской области за период с января по ноябрь 2023–2024 годов.
Вакцинация от вируса папилломы человека: врачи рассказали подробности тулякам
Вирус папилломы человека (ВПЧ) — одна из основных причин онкологических заболеваний репродуктивных органов.
Смертность от инсультов в Тульской области сократилась на 17% за пять лет
Фото: Photogenica / ratthanan20 В Тульской области за последние пять лет снизилось количество случаев летального исхода от инсульта.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией
Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Южно-Сахалинске, охватывающие все важные события в городе