Откуда корни растут
Старый пятиэтажный дом на окраине Мясново. Лавочки у подъезда, цветы, дети на качелях – идиллическая картина, знакомая, наверное, каждому россиянину.
Старый пятиэтажный дом на окраине Мясново. Лавочки у подъезда, цветы, дети на качелях – идиллическая картина, знакомая, наверное, каждому россиянину. Никакие черты не выдают, что в доме живет мастер Александр СТЁПОЧКИН, вот уже сорок лет создающий красоту из корней и ветвей.
Выставка в квартире
Представьте себе обычную однокомнатную квартиру – с диваном, книжной стенкой, кухонным столом. Вот только в этой квартире дерево повсюду: в прихожей висит зеркало в раме, сделанной из коряги, на кухне – разделочные доски, тоже изготовленные руками Александра Петровича, ну а в комнате так вообще все стены увешаны деревянными панно, а с каждой полки на нас смотрят по пять-шесть фигурок. Настоящий выставочный зал!
– Проходите, смотрите, – приглашает нас Стёпочкин. – Их ведь потрогать надо, пощупать, познакомиться с ними. На выставках так не получится, там всё за стеклом.
От такого количества поделок разбегаются глаза. Видя нашу растерянность, мастер сам начинает рассказывать о своих работах. Он берет в руки странно изогнутую корягу. На первый взгляд, в ней нет ничего необычного – ну коряга и коряга. Но посмотрев пару секунд, вдруг замечаешь: так это же дракон! Змей Горыныч! Вот тело, вот одна голова, вот две другие, уже срубленные богатырским мечом.
– Это подсвечник. Если сюда вставить две горящие свечки, то будет казаться, что ему две головы уже отрубили и прижгли, – улыбается Александр Петрович. – Это ведь не я такую форму придумал. Природа придумала. Я только увидел.
Фантазии мастера остается только завидовать. Среди его работ – герои сказок и книг, исторические личности, животные и просто образы, в которых каждый может найти что-то свое. На одной из выставок мастер даже не стал писать названия к своим работам, чтобы зрители могли сами решить, что они видят в той или иной фигурке.
– Как вам в голову только всё это приходит? – спрашиваем у него. Стёпочкин смеется.
– Бывает, просто глянул – и увидел. Вот смотрите… – Он берет в руки небольшой полый кусок дерева. – На что это похоже? Деревяшка – и деревяшка, думаете? А если вот так?
Ловкими движениями Александр Петрович рисует на коряге несколько линий – карман, пуговицы, манжеты… Это же рубашка!
– Жилетка, – поправляет мастер. – Знаете выражение «в жилетку плакаться»? Хоп! – он вставляет в полость карандаш.
– Получилась подставка для письменных принадлежностей. Они в нее как бы плакаться будут. Принцип вот такой.
– Это только с опытом приходит? Чтобы посмотреть – и сразу увидеть.
– Наверное. Но только если это простейшая вещь. Когда посложнее, конечно, приходится порой и голову поломать. Понимаете, я очень ленивый и хитрый. Рисовать не умею. Вырезать, по сути дела, тоже – я знаю, как настоящие мастера режут, там заглядеться можно. А корнепластика – это самое простое, что только может делать человек совместно с природой. Я впервые увидел ее в Москве – на Новом Арбате есть церквушка маленькая. И вот мы с братом – лет 17 или 16 мне было – попали туда на выставку этой самой корнепластики. Думал: «Что это такое? Корешки? Тьфу, я тоже так могу». Приехал домой, на берегу пруда нашел корягу – и пошло-поехало.
Главное – не срезать лишнего
Мастер корнепластики редко использует большие куски дерева, чаще – веточки, небольшие коряги, капы (наросты на коре). Существуют разные направления этого творчества, но Александр Петрович не любит относить себя к какому-то из них. «Я же не профессионал, а так, для души», – повторяет он несколько раз.
Первая трудность для мастера – найти подходящий материал. Стёпочкин часто ходит в лес – за грибами или просто погулять, – порой находит какойнибудь кусок дерева, сушит в гараже. Если надо материал обточить – использует нож, гладкость придает шкуркой и наждачкой.
– Первая заповедь корнепластики – «не срежь лишнего». Если срежешь, потом придется приклеивать, получится уже не то, что задумывал изначально. Так что даже лишние сучки оставляешь, крутишь-крутишь, смотришь долго и только потом срезаешь. Изначальная задумка всегда лучшая. Если переделываешь потом, как-то не очень получается. Ну, мне так кажется.
– Вытачивать тяжело?
– Да. Не срезать лишнее – это только начало. Я на собственном опыте учился – вот, все пальцы в шрамах. Это только со временем приходит.
– Бывали случаи, что много лишнего срезали?
– Бывали, конечно. Если вещь хорошая, то сразу начинаешь думать, как исправить, как пересмотреть идею – например, был улыбающийся человечек, а теперь будет плакать. Или выбросить. Жалко, но это же только поделка. Еще, бывает, возьмешь заготовку – на вид вроде хороша. А начнешь резать – внутри гниль, всё рассыпается, всё напрасно.
А что потом?
Некоторые работы Александра Петровича почти постоянно находятся на различных выставках, но основная их часть всё же хранится в его квартире. А места там не то чтобы много. «А что дальше с поделками будет?» – спрашиваем его. Он только грустно улыбается.
– Известно что. Это всё соберут в кучу, отвезут в гараж и забудут – в лучшем случае. В худшем – просто выкинут или сожгут. Я знаю, как это бывает. У меня был знакомый резчик, тоже корнепластикой занимался. Помер – ну и куда всё делось?.. Самое главное – понять, зачем это нужно. Просто так, для себя, этим заниматься – не-ет, людям показывать – это да. Поэтому я выставки часто устраиваю – чтобы пришел какой-нибудь пацан, такой же, как я когда-то был, посмотрел, вернулся домой, взял ножичек и тоже чтонибудь эдакое сделал.
– А как семья относится к вашему увлечению?
– Не очень. Бывшая жена говорила: «С ними (поделками) жить рядом невозможно». Сын как-то попробовал сам делать. Но он темпераментный очень, а тут терпение нужно. У него сразу не получилось – выбросил, на этом всё и закончилось. А вообще у меня внучка рисует хорошо, племянница заканчивала художественный институт, брат ее художником был, церкви расписывал. Так что семья-то у меня творческая, но не вся.
Александр Петрович мечтает: вот если бы объединиться с тульскими резчиками и организовать музей, скажем, на улице Металлистов.
– А если обратиться в уже существующие музеи? ‒ спрашиваем у него.
– У них хранилища маленькие, насколько я знаю. Да и боюсь, что положат туда и забудут. А я хочу, чтобы мои поделки в любой момент увидеть можно было – вообще все. Нет у меня лучших или худших, в каждой что-то есть, потому что это единение человека и природы.
Анна ТИТОВА.
Фото: Екатерина КОНОВАЛОВА.
Последние новости
Современные методы диагностики рака молочной железы в Туле
Тульские хирурги внедряют инновационные технологии для повышения эффективности лечения рака.
Проблемы расселения в Донском Тульской области
Прокуратура города добивается защиты прав граждан.
Второй Национальный конкурс «Педагогическая лига» пройдет в России
Конкурс направлен на развитие правового воспитания среди молодежи.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований