Как окультурить школьника

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ На днях для общественного обсуждения были опубликованы методические рекомендации к проекту «Культурный норматив школьника», который с этого года реализуется в восьми пилотных регионах,

Автор:  Ирина СКИБИНСКАЯ

На  днях для  общественного обсуждения были опубликованы методические рекомендации к  проекту «Культурный норматив школьника», который с  этого года реализуется в  восьми пилотных регионах, в  том числе и  в  Тульской области. 

Все страньше и  страньше

Цель совместного проекта министерств культуры и  просвещения РФ  — повысить общий культурный уровень подрастающего поколения. Предполагается, что в  рамках этой программы школьники будут более активно и  регулярно посещать театры, музеи, кинопоказы, читать, знакомиться с  отечественными и  зарубежными произведениями искусства. Авторы проекта учитывают, что возможности посещать учреждения культуры у  детей, живущих в  крупных городах и  в  глубинке, разные, поэтому в  качестве альтернативы культпоходам предлагают виртуальные экскурсии с  использованием специальных интернет-ресурсов. Школьники обязаны вести культурный дневник и  записывать в  нем отзывы. А  в  конце года желающие будут проходить тесты  — нечто вроде ГТО. Самые «окультуренные» получат призы, а  по  окончании школы  — дополнительные баллы для  поступления в  вуз.

Несколько дней назад был опубликован перечень произведений, рекомендованный к  изучению в  рамках проекта. Список разделен на  три возрастных блока  — 1–4, 5–8, 9–11 классы и  включает семь направлений: изобразительное искусство, музыка, театр, литература, архитектура, кинематограф, народная культура. Самые бурные дискуссии развернулись именно вокруг него.

Что касается шедевров, созданных мастерами далекого прошлого, то здесь всё более или  менее логично. А  вот чем ближе к  нашему времени, тем, как говорила Алиса из  Страны чудес, «всё страньше и  страньше» (кстати, сказка Л. Кэрролла в  списке есть). Впрочем, и  поблагодарить составителей есть за  что. Например, за  присутствие Кандинского, Малевича, Мондриана, Дали и  особенно Родченко в  разделе ИЗО  для  старших классов.

За  кремль обидно

А  рекомендации к  изучению музыки второй половины XX века, мягко говоря, вызывают недоумение. Да, Шнитке, Губайдулина, Штокхаузен и  Булез в  9–11 классах  — это круто. Но  прошлый век  — это еще и  джаз, которого в  списке вовсе нет. Плюс множество других неакадемических направлений, в  которых были созданы произведения, уже ставшие классикой. Разработчики включили в  перечень «Beatles», «Queen», «PinkFloyd», «Nirvana», «ABBA»  — по  песенке на  каждую группу. Также по  одной песне «разрешили» спеть Вертинскому, Окуджаве, Высоцкому, Цою и  Гребенщикову. Причем последний представлен композицией «Под  небом голубым», автором которой не  является.

Если говорить о  кинематографе, смущает обилие картин, снятых в  1950–70-е годы. Нет, смотреть фильмы Рязанова, Хейфеца, Данелии, Гайдая, Тарковского, Михалкова (в  лучшие его годы) и  других мастеров надо. Однако непонятно, почему из  того, что было снято в  последние годы, упоминаются лишь «9 рота» и  «Притяжение» Бондарчука, «Стиляги» Тодоровского-младшего и  спортивная драма «Движение вверх». А  где работы других авторов  — например, Звягинцева, самого титулованного из  современных российских режиссеров? Впрочем, это вопрос вкуса. Хуже другое: в  рекомендованном списке кинопроизведений для  младших возрастных групп практически нет фильмов, снятых за  последние лет тридцать. Показательный симптом: с  детским кино у  нас большие проблемы.

С  детской литературой получше: предложения разнообразны во  всех трех возрастных блоках. О  выборе произведений, безусловно, можно спорить, но  здесь, думается, главное  — чтобы дети вообще читали.

Что касается архитектуры, то здесь картина понятная: все отправляются в  интернет. За  исключением тех, кого родители могут свозить в  Рим полюбоваться Колизеем и  в  Париж  — Эйфелевой башней. В  разделе «Отечественная архитектура» в  основном упомянуты памятники Москвы и  Санкт-Петербурга, других городов  — эпизодически. Что обидно, Тула не  представлена совсем. Авторы рекомендовали знакомство с  ансамблями Московского, Астраханского, Нижегородского кремлей, а  про  наш почему-то забыли. И  это накануне его 500-летия!

Зато в  раздел «Народная культура» включены два тульских промысла  — самоварный и  оружейный. Могло быть и  больше, но  и  за  это  — отдельное спасибо.

Бумажек прибавится?

Утешает, что перечень, как утверждают разработчики, рекомендательный. К  тому  же должен быть расширен за  счет региональной компоненты. Однако участников проекта  — представителей учреждений образования и  культуры и  особенно родителей  — больше волнует не  содержательная, а  организационная составляющая.

— Мы пока не  представляем, как всё это будет работать,— признаётся учитель музыки и  классный руководитель одной из  тульских школ Ольга Анатольевна С. (имя изменено).— Сама идея, конечно, хорошая, я  — за  повышение культурной грамотности детей. Но  мы всегда этим занимались. Что касается моего предмета, то меня, в  принципе, устраивает качество школьной программы и  возможность более глубоко изучать те  ли иные темы  — в  зависимости от  класса. В  театр, филармонию, музеи мы тоже старались водить детей  — после уроков или  в  каникулы. Другое дело, что для  этого необходимо оформить уйму документов. Даже если ты идешь на  экскурсию или  в  театр с  детьми пешком, нужны сопровождающие  — на  каждые12 школьников педагог. А  выезды в  другой город? Требуется письменное согласие родителей, согласование с  множеством структур, в  том числе ГИБДД. Куча хлопот и  ответственность огромная. Было  бы неплохо это упростить. И  еще меня пугает перспектива увеличения объемов отчетности. У  нас часто так бывает: вроде  бы цели благородные, а  в  результате всё выливается в  очередную кампанию с  огромным количеством писанины…

Добровольно, то есть принудительно

— Нам, родителям, в  начале года рассказали о  культурном нормативе школьника, но  у  меня пока не  сложилась общая картина,— говорит Елена Д., мама двух девочек, учащихся 2 и  7 классов.— Лично для  меня важно, чтобы у  детей воспитывался художественный вкус. Мы много читаем, часто смотрим вместе кино. Во  время каникул ходим в  музеи  — в  этот период вход для  детей бывает бесплатным, и  я стараюсь использовать эту возможность, потому что воспитываю детей одна и  с  деньгами в  семье сложно. А  вот на  концертах бываем редко, хотя хотелось  бы. Старшая дочь любит рисовать, ходит в  изостудию. Младшая обожает театр  — в  конце прошлого учебного года ходила с  классом в  ТЮЗ, и  это было море впечатлений.

Однако насчет этого проекта у  меня есть сомнения. Если честно, боюсь, что «похудеет» наш семейный бюджет. Да, билеты для  детей в  театр или  музей стоят недорого, но  у  меня их двое. И  отказаться не  сможешь: ну как ребенку отрываться от  класса…Есть еще один момент. Нам говорят  — участие добровольное. При  этом все понимают, что на  самом деле  — добровольно-принудительное. Не  хочется, чтобы моих детей заставляли смотреть скучный спектакль, слушать неинтересную лекцию или  читать какую-то книжку только потому, что она входит в  культурный норматив. Считаю, что это вредно, так как может вызвать нежелание в  принципе ходить в  театр или  читать…

Кто такой Станиславский

— Мы много лет работаем со  школами, наши распространители поддерживают с  ними постоянные контакты,— рассказывает художественный руководитель Тульского ТЮЗа, заслуженный деятель искусств РФ Владимир ШинкарЁв.— Но  не  всё так просто: директора неохотно отпускают классы в  театр с  уроков, их можно понять. А  после школы детей трудно собрать: кто-то ходит в  спортивную секцию, кружок, кто-то в  музыкальную школу. Плюс надо  обеспечить сопровождение: на  два класса не  менее пяти учителей…

Если благодаря культурному нормативу будет разработана технология решения организационных проблем  — это пойдет на  пользу и  учреждениям культуры, и  посетителям. А  мы, в  свою очередь, готовы предложить ряд идей. Я уже не  говорю о  том, что в  нашем репертуаре есть несколько названий, входящих в  «литературный» список. Мы готовы, например, приезжать в  школы и  устраивать актерские читки произведений, которые дети изучают в  том или  ином классе.

Культурный ликбез необходим.  Уровень эрудиции современных молодых людей  — удручающий. Я много лет веду актерский курс в  областном колледже культуры и  искусства, к  нам поступают ребята после 9 и  11 классов. Традиционно в  первые дни обучения провожу тест: задаю вопросы и  прошу написать ответы. Потом читаешь  — руки опускаются от  отчаяния. На  вопрос, кто такая Майя Плисецкая, получил два варианта ответов: «актриса» и  «?». Один из  студентов написал имя так: «Мая Песецкая». Когда закончилась Великая Отечественная война, слава богу, знают все, а  вот когда началась  — для  многих загадка. О  Чайковском большинство слышали, о  Станиславском  — единицы. Я рад, что повышением уровня культуры детей и  молодежи наконец всерьез занялось государство. Надеюсь, это даст результаты…

Искусство без  фастфуда

— Я и  мои коллеги считаем внедрение культурного норматива большой победой,— подчеркивает директор Тульской областной филармонии Елена Руднева.— Более того, эту идею мы начали продвигать пять лет назад  — не  только на  областном, но  и  на  федеральном уровне. Считаю необходимым создание системы, при  которой все дети в  плановом порядке посещают региональные учреждения культуры. Сейчас все обсуждают список произведений искусства, входящих в  культурный минимум школьника. Да, там есть перекосы, но  перечень можно и  нужно дорабатывать  — с  учетом специфики региона.

Мир культуры должен быть открыт и  доступен всем детям, вне  зависимости от  того, живут они в  Туле или  в  сельской местности. Есть множество вариантов работы с  районами. Пример  — наш проект «Шаг навстречу»: филармония открыла филиалы на  базе ДК в  12 районных центрах и  для  каждого из  них спланировала индивидуальный концертный сезон с  дневными концертами для  детей. Важно, что выездные программы по  качеству не  уступают «домашним».

Уверена: каждый школьник должен хотя  бы раз в  году побывать в  театре, музее, послушать живую музыку. Мы стараемся делать детские программы интересными, вызывающими живой эмоциональный отклик. Помню, как на  одной из  музыкальных экскурсий в  Дворянском собрании дети пришли в  восторг, когда к  ним вышел камерный оркестр. Они никогда не  видели музыкантов и  музыкальные инструменты…

Надеюсь, родители школьников поддержат этот проект. Современные мамы и  папы стараются кормить детей не  фаст-фудом и  чипсами, а  качественной едой, потому что заботятся об  их здоровье. Сегодня дети тонут в  потоке самой разной информации, а  это  — тот  же фастфуд. А  искусство  — экологически чистая среда, общение с  ним обеспечит здоровье духовное.

Последние новости

Современные методы диагностики рака молочной железы в Туле

Тульские хирурги внедряют инновационные технологии для повышения эффективности лечения рака.

Проблемы расселения в Донском Тульской области

Прокуратура города добивается защиты прав граждан.

Второй Национальный конкурс «Педагогическая лига» пройдет в России

Конкурс направлен на развитие правового воспитания среди молодежи.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Алексине, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *