Из истории русской почты
15.01.2023

Из истории русской почты

14 января сотрудники библиотеки-филиала № 2 микрорайона Северо-Задонск подготовили информ-минутку «Из истории русской почты» .

14 января сотрудники библиотеки-филиала № 2 микрорайона Северо-Задонск подготовили информ-минутку «Из истории русской почты» .

Передавать друг другу письменные сообщения на Руси начали более тысячи лет назад. На протяжении нескольких веков почта играла ключевую роль в общении людей на расстоянии – другого способа поделиться важной информацией фактически не было. Сейчас, в эпоху компьютеризации, понятие «почта» стало более разнообразным и сложным, но не исчезло, а продолжает развиваться уже по новым законам. Обратившись к истории почты, можно увидеть, что она неразрывно связана с самыми важными событиями, происходившими в нашей стране.

Как ни удивительно, развитию почтового дела на Руси способствовало татаро-монгольское нашествие. В то время, когда разрозненные русские княжества попали в зависимость от Золотой Орды, появились так называемые ямы. Этим словом монголы обозначали станции, где гонец или слуга мог сменить лошадь и двигаться дальше. Человека, доставляющего письмо или посылку, в свою очередь, прозвали ямщиком, что означало «проводник». Почтовая служба в Золотой Орде имела до трёхсот тысяч лошадей, а гонцы владели особым удостоверением – «пайцза». С его помощью ямщик мог рассчитывать на поддержку со стороны населения – получить кров и деньги. На почтовых станциях приближение гонцов было слышно, благодаря колокольчикам, прикрепленным к повозкам.

В XVI веке ямская служба распространилась практически по всему Российскому государству. Контролировал её  лично царь: только он мог выдать разрешение на пользование дорогами, в котором указывалось точное число лошадей и количество еды для ямщика.  Получать вознаграждение за свой труд ямщики стали только при Иване Грозном.  По мере развития приказной системы появляется отдельный Ямской приказ. В середине семнадцатого столетия  ямщики стали доставлять зарубежные новости из Франции, Испании, Польши и других европейских стран.

В годы правления Петра Великого число почтовых маршрутов росло в геометрической прогрессии. В крупных городах появились первые почтовые отделения, а также возникла военно-полевая доставка. К концу XVIII века петровская почта и ямская служба слились воедино, а главным органом управления ими стал почтамт. В 1810 году в Российской империи было 460 почтовых отделений, в которых трудилось свыше пяти тысяч человек. Спустя 100 лет число сотрудников почты по всей стране увеличилось в семь  раз. При Николае I за доставку писем и посылок по России ввели единый тариф, причем цена зависела не от расстояния, а от веса. Письмо складывали пополам, запечатывая стыки сургучом. На чистой стороне указывали адрес доставки и отдавали сотрудникам почты, которые ставили штемпель, подтверждающий оплату. Со временем использование штемпелей стало тормозить работу почты, поэтому появились уже готовые конверты с напечатанными знаками и марками. С появлением марок, которые можно было клеить на конверты самостоятельно, в городах России стали размещать почтовые ящики. Теперь необязательно было стоять в очереди, ожидая, пока письмо примут в специальном пункте. Почтовое дело оказалось на редкость прибыльным: на рубеже веков объём частной корреспонденции был в разы больше государственной.

Работа почтальона в Российской империи требовала небывалой выносливости и даже самоотверженности. Рабочий день длился шестнадцать часов: за это время один почтальон мог преодолеть до тридцати километров с тяжёлой сумкой наперевес. Сотрудников почты узнавали издалека: в первой половине XIX века они носили форму, напоминающую солдатский мундир. Затем – стали носить сюртуки, причём платили за них сами. Из-за серьёзной физической нагрузки почтальонами в основном были мужчины.

В настоящее время труд почтальона ценится гораздо больше, чем в былые времена, а условия работы стали проще. Письма со всей страны разбирают в автоматизированных сортировочных центрах (АСЦ): в день через конвейер проходит порядка трёх миллионов посланий. Размер и вес письма определяют машины, они же наносят штемпели о гашении марки. После обработки письма поступают в одно из 42 тысяч отделений почтовой связи. Оттуда их уже разносит почтальон, и каждый день люди по всей стране получают письма, которые так ждали.

Сейчас, в эпоху интернета, бумажные послания практически вытеснены электронными, но представить жизнь без почты всё равно невозможно. Каждый день миллионы людей получают письма, открытки и посылки из разных уголков света.

 

Последние новости

27 января Дубна присоединилась к акции «Блокадный хлеб»

27 января в Дубенском районе прошел региональный этап Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб»,

Спасибо врачам: туляки рассказали, за что хотели бы поблагодарить медиков

Помощь медиков зачастую воспринимается людьми как банальное выполнение служебных обязанностей, однако есть и такие ситуации,

Туляки стали победителями и призерами фестиваля спортивной борьбы

Туляки стали победителями и призерами на юношеском фестивале спортивной борьбы в Санкт-Петербурге.

Card image

Сессия — ответственный период для каждого студента

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *