Из дерева, папье-маше, консервных банок и поролона – как создают кукол в тульском театре
На создание одной куклы для спектакля может уйти немало времени – королевский с обилием мелких деталей наряд и вместе с этим сложный механизм внутри.
На создание одной куклы для спектакля может уйти немало времени – королевский с обилием мелких деталей наряд и вместе с этим сложный механизм внутри. В рамках проекта «За сценой» Тульская служба новостей посетила областной театр кукол, который находится в самом сердце оружейной столицы, и выяснила, как волшебникам удается «оживить» куклу, и с какими проблемами они сталкиваются.
От бутафоров к конструктору и обратно – какой путь преодолевает кукла
Работа по созданию куклы в театре очень слаженная. В этом процессе задействованы сразу три специалиста – художник, бутафоры и конструктор. Чтобы достичь конечной цели, заготовка куклы буквально путешествует по отделам.
Начинается все с того, что художник вместе с режиссером обдумывают творческий замысел, художник чертит эскиз, с которым знакомит конструктора и бутафоров. Пока бутафоры занимаются созданием головы будущей куклы, конструктор готовит так называемый «скелет», который будет приводить куклу в движение. К готовой голове мы пристраиваем механизм и отдаем ее обратно в бутафорский цех в таком виде – там они одевают куклу, добавляют объем в ногах, руках и туловище, в общем, доводят творение до совершенства, –Юрий Фадеев художник-конструктор
Каждый из этих этапов по-своему интересен. В отделе бутафоров куклу делают яркой и красивой, а в техническом отделе ее буквально оживляют – волшебные руки мастера могут привести в движение любую деталь куклы, даже каждый из ее пальцев, если это необходимо режиссеру.
Как раскрывается характер куклы
Одна из непростых задач для бутафора – создать голову будущей куклы. Необходимо не только передать черты лица, созданные художником, но и изобразить определенный характер героя. Эта работа состоит из трех этапов.
«Сначала мы делаем заготовку головы из пластилина, затем отлепляем ее из гипса, позже изготавливаем две половинки головы из нашего классического папье-маше – прессованной бумаги с гипсом и клеем – а затем соединяем их. Получается головка», – рассказала бутафор Ирина Харламова.
Помимо создания головы необходимо также украсить куклу – этим тоже занимаются бутафоры. По окончании работы можно увидеть, что у каждой куклы есть свой неповторимый характер.
Каждая кукла сама по себе живая – ты что-то себе вообразил в голове, а она все равно получится такая, как ей надо. Иногда бывает такое, когда слепил головку, расписал ее и понимаешь, что лицо ну уж очень похоже на знакомого человека. Каждая кукла со своим характером, –Ирина Харламова бутафор
По словам бутафоров, процесс создания куклы очень сложный, но интересный. В коллекции театра находится около 2,5 тысяч различных не похожих друг на друга кукол.
«К спектаклям мы готовимся примерно два месяца. За это время каждый из нас может успеть сделать, например, всего три куклы, если они очень сложные, а бывает, что и 40 кукол сделаешь – всегда по-разному», – отметила бутафор.
Приведут в движение любую деталь Юрия Фадеева в театре по праву считают настоящим волшебником – его руки оживили уже ни один десяток кукол, несмотря на небольшой опыт работы.
«Основной механизм, который мы часто используем и который приводит в движение руки, ноги, туловище и голову, не изменился уже в течение нескольких десятилетий. Да, каждый конструктор вносит какие-то свои коррективы, использует разные материалы. Однако бывают и такие задачи, когда нужно «оживить» уши, глаза и другие детали. Например, из Санкт-Петербурга привозили больших кукол для спектакля «железная старуха» и перед нами встала задача привести в действие руки – сделать так, чтобы пальцы на руках сжимались. С задачей успешно справились», – отметил Юрий Фадеев.
Не обходится и без трудностей, которые чаще всего связаны с нехваткой финансирования – иногда приходится самостоятельно создавать станки.
«Самая главная проблема – современные синтетические материалы и инструменты, которых у нас нет. Помещение у нас неприспособленное для работы – приходится раскладывать детали по разным баночкам, из-под детского питания, молока, кефира. Мы придумываем даже станки, потому что современных нет. Например, существует очень дорогой станок для микромоделирования, позволяющий за 10 минут распилить нужную деталь, я же трачу на эту простую задачу пару часов, потому что таких денег в нашем бюджете нет», – сетует конструктор. Из чего изготавливают куклыНаряду с традиционными театральными куклами, изготовленных их дерева или папье-маше, создаются и оригинальные – из консервных банок поролона и других материалов.
«При необходимости можно даже сделать светящиеся элементы у куклы, например, глаза», – отметил Юрий Фадеев.
Жизнь после сцены
После этого непростого и полного трудностей пути куклы выходят на сцену, после чего их кладут в специально оборудованное помещение.
«Куклы там висят на стене до самого потолка. Чтобы они не запылились, используются специальные чехлы. Также важно, чтобы помещение было сухим», – говорит Ирина Харламова.
Ранее Тульская служба новостей публиковала несколько материалов в рамках проекта «За сценой» . Среди них следующие:
Вырастят дерево и построят город – интервью с бутафором тульского ТЮЗа
Не только для детей: тульская актриса Любовь Пахомова рассказала о магии современного театра кукол
Пронести талант через все трудности: интервью с тульской актрисой с полувековым стажем Валентиной Силко
Видео: Никита Печников / Тульская служба новостей
Последние новости
День народного единства: важность единства и сплоченности
Этот день напоминает о необходимости единства для достижения успеха.
Увеличение финансирования в России на ключевые направления
Единая Россия предлагает улучшить поддержку АПК, науки, спорта и регионов.
Дни открытых дверей в поликлиниках: что ждать
С 3 по 4 ноября жители смогут получить медицинские услуги без предварительной записи.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований