Душа народа, в песне живущая
Самобытность каждого народа проявляется в особенностях его ментальных традиций, национальной кухне, костюме… И, конечно, в песне.
Самобытность каждого народа проявляется в особенностях его ментальных традиций, национальной кухне, костюме… И, конечно, в песне.
В глубинных пластах истории теряются корни, из которых произрастают музыкальные и вокальные вкусы и пристрастия людей разных рас, цвета кожи и религиозных принадлежностей.
Но во всем мире давно получила признание русская песня: за красоту, душевность, особенную, ни с чем не сравнимую напевность, ее любят, ценят и сохраняют как важнейшую часть общечеловеческой культуры не только коренные жители России, но и те, кто никогда не бывал в нашей огромной стране.
Богородицкий район, расположенный в самом центре государства Российского, издревле славился и гордился талантами, на его земле произрастающими. Признанные и прославленные даже за границами края вокальные и хореографические ансамбли, в том числе – этнографические, радуют самобытным творчеством жителей самых разных уголков страны, занимают призовые места на престижных фестивалях и конкурсах, сохраняют и передают из поколения в поколение бесценное духовное наследие предков.
Сегодня мы хотим рассказать своим читателям об этнографических коллективах, творчество которых не оставляет равнодушным никого, в ком течёт хотя бы капля русской крови.
Кузовские бабушки
Трио «Кузовские бабушки» родилось на свет почти одновременно с прославленными «бабушками бурановскими». Точнее сказать, голосистые певуньи из богородицкой глубинки пели всегда, сколько себя помнят, но в самобытный коллектив объединились, когда самой молодой из них за семьдесят перевалило. И начался для старушек-пенсионерок концертный марафон, продолжавшийся почти десять лет.
- Эх, не нашли мы своего продюсера, - с сожалением вздыхает бывший колхозный библиотекарь Мария Дмитриевна Гайдукова. - А ведь так когда-то мечтали, что и спонсоры у нас появятся, и деньги начнем зарабатывать на выступлениях. И ведь не для себя зарабатывать хотели, не богатыми себя видели – мечтали храм разрушенный в родной Кузовке восстановить, ведь без церкви-то село – и не село вовсе…
Я в конце 37-го года родилась, коренная местная жительница, все мои деды и прадеды на местном кладбище лежат. Войну тоже здесь пережила. Маленькая была, а помню, как детей, когда немец пришел, всех в подвал дома закрыли, несколько дней там прятали, то-то мы страху натерпелись. Немец, он недолго у нас пробыл, но натворить дел успел. Никогда не забуду, как полыхала слобода Телышовка, как сожгли школу… Наши родственники и соседи тоже погорели, а мы уцелели, и мама взяла в дом несколько семей. Теснота была ужасная, но ничего, все поместились.
Отец мой Дмитрий Абросимович с войны не вернулся, погиб под Белевом, мы могилку его отыскали, теперь ездим, навещаем. А мама в 1946-м умерла. И остались мы четверо сироток на руках у теток. Но не пропали: мастеровитые были, тапочки шили и продавали, на то и жили. А когда шили, все время песни пели. Да не какие нибудь, а наши, исконно местные, кузовский фольклор. Уж кто их сочинил, когда – даже старики того не знали, а теперь уже и не узнать вовсе. Но я их отлично помню, переписала недавно, попросила знакомых, чтобы на компьютере набрали. Теперь храню вот…
Сотни песен знаю, и старинные, и современные. Но особенно люблю народные и лирические, романсы душу трогают. А еще частушки уважаю – и хорошие, и не очень приличные. А что, ведь это тоже часть народной культуры!
Музыкального образования ни у меня, ни у моих подруг, сами понимаете, никакого. До того ли было в те тяжелые времена в деревне: жили мы все тяжело, лишней копейки в доме не водилось. А когда замуж вышла да детей родила, и вовсе не до учения стало. Хозяйство держала большое: корова, поросята, птица всякая, огород… Работаю – и пою, не переставая. И весело от того становится, и на душе легче.
Раньше, когда колхоз у нас был, в клубе часто праздники устраивали, вечера всякие, на которых сельский наш хор выступал – почти сорок человек на сцену выходили, аж стены дрожали от музыки.
Потом, когда хор распался, мы с подругами, Катей Калининой и Валей Степановой, втроем выступать стали. С детства мы друг друга знаем. Екатерине Сергеевне сегодня уже 89 стукнуло, отчаянная она, скажу вам, старушка, а какая голосистая, запевалой она всегда у нас была. А Валентина Степановна – самая среди нас молодая, ей 80 всего. Много у нас троих общего: судьбой не избалованы, в одном колхозе работали, сыновей похоронили. Но вот все поем и петь не устали.
Как-то раз услышал нас Николай Корякин – районная знаменитость, организатор нескольких музыкальных коллективов и народных ансамблей. И сказал: «А чем вы хуже «Бурановских бабушек»? И пошло-поехало! На каких только конкурсах и праздниках мы не певали! Вместе с ансамблем «Истоки» ездили по разным городам области, выступали на фестивале «12 ключей», побывали в Москве, в Воронеже, в Филимоново – столице русской игрушки…
И, честно говоря, все продолжали надеяться, что отыщется благодетель, который поможет нам мечту о храме в Кузовке исполнить. На одном из концертов решились даже к Надежде Заволокиной - дочери знаменитого основателя проекта «Играй, гармонь любимая» - обратиться. Ну, она и попыталась: сняла с какого-то мужика шапку и пустила ее по рядам. Но не получилось из этого ничего: собрали всего ничего – меньше трех тысяч. Так что коммерсанты из нас не вышли. Хотя церковь все равно строить начали: местные жители на нее пожертвовали кто сколько мог, наш земляк – ныне москвич Максим Татаринов помог с кирпичом и строителями, известные богородицкие меценаты супруги Казанские, предприниматель Сергей Шевелев. Уже и стены частично сложили, а фундамент, верите, женщины наши кузовские сами залили, тяжело было, а справились.
Ну, а мы продолжаем петь – теперь уже для себя, для души, для удовольствия. Может, кто-то подумает, что вместе с нами и кузовская песня умрет? Нет, не последние мы ее хранители. Несколько лет назад приезжала к нам этнографическая экспедиция из тульского коллежда культуры, где фольклор изучают. Мы им пели, а они записывали. Так что теперь песня наша, можно сказать, бессмертие обрела.
От «Истоков» и далее
Богородицкое село Ломовка известно не только в нашем районе, но и далеко за пределами Тульского края. А все потому, что живет здесь удивительный человек, бесконечно влюбленный в русскую гармонь…Знакомьтесь: Николай Корякин.
По профессии Николай – учитель, работает в сельской школе, в той самой, которую и сам закончил когда-то. А по призванию он – музыкант и талантливый организатор нескольких этнографических коллективов, вполне успешных, хотя и некоммерческих, и идейный вдохновитель фестиваля русской гармони «Ломовская веселуха» - музыкального праздника, собирающего на его малой родине любителей самого народного инструмента не только из России, но и из стран ближнего зарубежья.
А еще Николай Корякин – лучший сельский староста Тульской области, получивший в нынешнем году губернаторский грант на реализацию проекта обустройства культурного центра Ломовки – территории местного клуба.
- Я сам родом из Ломовки, - рассказывает Николай. – А она у нас – вся поющая. Маленький еще был, а помню: идут доярки с фермы – поют, идут женщины с поля – поют… Гармонистов в каждой слободке по нескольку человек было. И мне ужасно гармонь хотелось.
Однажды поехали родители в город на рынок и привезли мне первый в моей жизни инструмент фабрики «Кубань». Я, десятилетний пацан, счастлив был безмерно. Вот только учиться играть негде было. Стал присматриваться, как местные умельцы это делают и уже через неделю на слух подобрал две свои дебютные мелодии. Одна из которых, естественно, была частушечная, ведь жизнь в деревне без частушки и представить-то трудно.
Вечерами молодежь у нас всегда под гармонь гуляла, песни самые разные пела – и народные, и современные. И я гулял, а потом в клубной самодеятельности стал участвовать – сам играл, сам и пел. В армии служил – и там народ веселил.
Когда домой вернулся и в школу пришел работать, решил детский фольклорный ансамбль создать, благо, талантливых ребятишек у нас хватало: и ложкари в Ломовке были, и тарелочники. Выступали на различных районных мероприятиях, успехом пользовались.
Но гармонь оставалась моей главной любовью: менял манеру исполнения, приемы – но преданность ей остается неизменной, возможности инструмента кажутся мне безграничными. Среди учеников много единомышленников нашлось, коллектив творческий сформировался, вместе выступать стали.
Позже, вдохновившись примером Геннадия Заволокина, решил реализовать в Богородицком районе собственный местный вариант проекта «Играй, гармонь любимая».
Предмет моей особой гордости: очень многие ломовские гармонисты считают меня своим учителем, приобщившим их к народной музыке, несколько десятков ребятишек азы мастерства под моим руководством постигли.
А еще горжусь тем, что есть у меня несколько проектов, ставших вехами музыкальной жизни не только родного села, но и культурной жизни всей моей малой родины: ансамбли «Истоки», «Ломовские посиделки» «Кузовские бабушки», «Ломовские переливы». И главный проект – фестиваль «Ломовская веселуха», на который в прошлом году приезжали гармонисты из Москвы, Тулы, Татарстана, Мордовии, даже из Белоруссии.
Участвует в нем и мой сын Егор: сейчас ему 14, а на сцену вышел в пять. Мы с ним и на «Поле чудес» выступали, и на фестивале, посвященном памяти Геннадия Заволокина, и на фестивале народного творчества в Рузе, и на фестивале «Русская гармонь» в Крыму дважды побывали…
Ирина КЛЕВЕНСКАЯ.
Последние новости
Современные методы диагностики рака молочной железы в Туле
Тульские хирурги внедряют инновационные технологии для повышения эффективности лечения рака.
Проблемы расселения в Донском Тульской области
Прокуратура города добивается защиты прав граждан.
Второй Национальный конкурс «Педагогическая лига» пройдет в России
Конкурс направлен на развитие правового воспитания среди молодежи.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку