Археологи музея-заповедника «Куликово поле» обнаружили остатки Епифанского шлюза

Музей-заповедник «Куликово поле», деятельность его исследователей давно и прочно занял и удерживает свое место в жизни Кимовского района.

Музей-заповедник «Куликово поле», деятельность его исследователей давно и прочно занял и удерживает свое место в жизни Кимовского района. Кимовчане с интересом следят за событиями, происходящими на территории Первого ратного поля России, в музее. Не оставили они без внимания новые археологические находки совместной экспедиции Государственного музея-заповедника «Куликово поле» и Института истории естествознание и техники РАН, которые в течение одиннадцати лет проводят совместные комплексные исследования объектов и сооружений Ивановского канала.

- Это один из самых ранних гидротехнических проектов в России, лично задуманный Петром Великим и осуществлявшийся под его непосредственным контролем, - рассказывает руководитель пресс-службы музея Любовь Котикова. - Незаслуженно забытый сегодня, по своему значению, масштабам и месту в истории Ивановский канал для Тульского края такая же визитная карточка как Оружейный завод, Ясная Поляна, Поленово, Куликово поле.

 

За прошедшие годы научные сотрудники Москвы и Тулы совершили десятки пеших маршрутов вдоль речных русел, внимательно присматриваясь к особенностям рельефа, древним валам, остаткам мельниц, спрямлённым речным руслам. Где-то приходилось плыть и на лодках, осматривая речное дно. Как ни странно, местное население до сих пор помнит о той грандиозной стройке, которая была здесь три столетия назад. «Да тут рыли при царе Петре» - рассказывают бабушки исследователям, указывая рукой на валы вдоль Дона. Постепенно ученые начали понимать и соотносить архивные описания с теми объектами, которые сохранились до нашего времени. Чтобы прояснить для себя картину прошлого, на наиболее перспективных участках была проведена геомагнитная съемка и электроразведка. Затем, по итогам этих исследований, было проведено пробное бурение, а следом разведочный шурф в устье Иваньковского ручья на Дону – первый, пусть и небольшой раскоп, на месте речного шлюза петровского времени.

 

Археологам музея-заповедника «Куликово поле» улыбнулась удача. В шурфе, на глубине всего 80 см были обнаружены остатки каменного основания пола шлюза в виде скопления дикого известнякового камня, среди которого попадались большие глыбы известняка. В самом углу шурфа были расчищены два белокаменных известняковых блока с остатками известкового раствора, из которых были сложены стены шлюза. Оба блока были извлечены на поверхность и вскоре станут экспонатами будущей музейной экспозиции в Епифани, посвященной Ивановскому каналу. И, если до будущей выставки еще далеко, то уже в конце этого года музей-заповедник «Куликово поле» выпустит книгу Игоря Юркина «Водный тракт Куликова поля», рассказывающую об Ивановском канале. Археологам же предстоит провести серию раскопов, чтобы проникнуть в тайны грандиозной стройки начала XVIII века.

 

 

Об истории строительства Ивановского канала Петра Первого

 

Для чего строили более чем 200 верстную водную систему, которая начиналась в Туле и заканчивалась уже в рязанских землях? Как мы помним из истории, конец XVII столетия знаменовался завоеванием Россией у Турции Азова и прилегающих к нему территорий. Тут же на завоеванных землях начали возводиться новые крепости, и на Воронежской верфи строилась военная флотилия. Эти стройки требовали массу вооружения, промышленных материалов, металла, снаряжения и много другого, чего могла дать только центральная Россия с ее заводами и мануфактурами. Сухопутным путем по русским дорогам все это везти было тяжело и дорого. Требовался сравнительно дешевый и оборотистый водный путь, которого – увы! – природа не создала. Тогда и решили поженить Дон через Иван-Озеро, Шат и Упу с Окой и Волгой.

 

О том, какое значение строительству Ивановского канала придавал царь Петр, говорит уже то, что он лично, по крайней мере, трижды посещал Епифанский уезд, где тысячи работных людей и пленных шведов по колено в воде и грязи рыли каналы, забивали сваи, укладывали каменные стены шлюзов. Начальником канального строительства по царскому указу был назначен князь Матвей Петрович Гагарин – ближайший сподвижник Петра, комендант Москвы, губернатор огромной Сибирской провинции.

 

Работы начались не позднее лета 1701 года. В первые шесть лет было построено 24 шлюза. Чтобы представить себе объемы работ, надо сказать, что одновременно на канале в отдельные годы трудилось более 20 тысяч рабочих. Стройку обеспечивали 66 тысяч дворов из 15 уездов и городов центральной России. Спрямлялись речные петли, углублялись русла рек, строились земляные дамбы, каменные шлюзы, дороги, хранилища строительных материалов. Весной 1707 года из Упы и Шата в Дон прошли первые 300 купеческих судов. Стройка активно продолжалась еще четыре года. Но… в 1711 года после неудачной для России войны с Турцией пришлось вернуть обратно Азов, уничтожить все новые крепости в Приазовье, сжечь Воронежскую флотилию. Товары и припасы по Дону везти уже было некуда. Ивановский канал стал не нужен. Но столько средств и сил было вложено в этот проект, что канал продолжали строить вплоть до 1720 года. Всего было построено 33 шлюза, устроено более 40 км рукотворных каналов вдоль верховий Шата и Дона. Но умер Петр, последующие царственные особы иногда вспоминали об Ивановском канале, посылали комиссии и рисовали новые проекты. Талые воды постепенно разрушали шлюзовые сооружения, местное население потихоньку разворовывало строительные материалы, предприимчивые хозяева переделывали шлюзы на водные мельницы. Окончательно проект был закрыт при Николае I в 1839 году как экономически невыгодный.

 

О великой стройке петровских начинаний начала XVIII столетия практически забыли, если бы не написанная в 1926 году одна из лучших повестей Андрея Платонова «Епифанские шлюзы». Знаменитое Иван-Озеро в 1932 году опустилось на дно Шатского водохранилища. История Ивановского канала лишь вкратце описывалась на страницах краеведческой и научной литературы. Отчасти это объяснялось тем, что документов, чертежей, схем, карт о строительстве канала практически не сохранилось. Потому ученые столкнулись с большими трудностями, когда в 2007 году приступили к изучению остатков этого гидротехнического сооружения. Сохранилось и много, и мало. До сих пор вдоль Дона на десятки километров тянутся ровные линии валов канала.

Фото Романа Солопова



Последние новости

Волонтёры «Молодой Гвардии» из Тулы получили награды за активную гражданскую позицию

Волонтёры были отмечены на праздновании девятнадцатилетия организации в Москве.

Проверка качества вывоза отходов в Туле

Депутат Тульской городской Думы контролирует работу контейнерных площадок.

Эволюция коронавируса: мнение эксперта из Минздрава

Владимир Чуланов о развитии пандемии и изменении рекомендаций по лечению COVID-19.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Чапаевске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *