Стоимость банкротства для физлица: сколько придется заплатить, чтобы пройти процедуру

Стоимость банкротства для физлица: сколько придется заплатить, чтобы пройти процедуру

Bankruptcy

Несколько лет назад слово «банкротство», вероятно, знакомо было нашим соотечественникам только благодаря литературным произведениям о жизни в капиталистическом мире. Сегодня же ситуация кардинально изменилась: в России может заявить о своей неспособности выплатить долги не только компания или предприниматель, но и обычный гражданин с невысоким доходом.

Однако прежде чем заявлять о банкротстве, необходимо понимать, какие затраты потребует данная процедура.

Что такое банкротство: обязательное и добровольное

Федеральный закон №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает два случая, когда гражданин может столкнуться с банкротством.

Добровольное банкротство - когда должник имеет право самостоятельно инициировать процедуру признания его финансово несостоятельным гражданином. Размер долга в этом случае не является регулируемым, но достаточно наличия обстоятельств, свидетельствующих о неплатежеспособности, например:

  • выплаты кредиторам просрочены не менее чем на месяц, а сумма просрочки составляет более 10% от суммы долга;
  • оценочная стоимость имущества должника не превышает сумму долга.

Если должник не может сам объявить о своей финансовой несостоятельности, то вступает в силу обязательное банкротство. Если гражданин не платит по финансовым обязательствам более трех месяцев, а общая сумма долга превышает 250 000 рублей, закон обязывает его подать заявление о признании банкротом в течение 30 рабочих дней после того, как ему стало известно о невозможности рассчитаться по долговым обязательствам.

Помимо должника, государственные службы, такие как ПФР, ФСС, ФНС, и его кредиторы могут подать иск о банкротстве должника.

Для того, чтобы арбитражный суд рассмотрел дело о признании гражданина банкротом, необходимо не только подать заявление, но и подготовить целый пакет документов заранее:

  • паспорт, СНИЛС, ИНН;
  • опись имущества должника (движимого и недвижимого);
  • подтверждение права собственности;
  • перечень кредиторов и должников с подробными сведениями о них;
  • подтверждение финансовой несостоятельности, такие как копии договоров с кредиторами, долговые расписки, выписки со счетов;
  • выписка из реестра предпринимателей, подтверждающая или опровергающая принадлежность к ИП и учредителям юрлица;
  • справки 2-НДФЛ (за три года);
  • справки из ГИБДД, ГИМС МЧС, Росреестра, Гостехнадзора;
  • квитанции об оплате госпошлины и внесении судебного депозита.

В случае наличия обстоятельств, в пакет документов может входить:

  • документы о совершении сделок, сумма которых превышает 300 000 рублей за три года;
  • свидетельство о браке или свидетельство о разводе/постановление суда о дележе имущества;
  • справка из службы занятости о статусе безработного;
  • медицинское заключение о признании гражданина нетрудоспособным.

Если документы в порядке, и должник соответствует требованиям законодательства, то в течение месяца со дня подачи заявления будет проведено первое заседание суда. В ходе процедуры банкротства должник пользуется определенными послаблениями, например, он получает отсрочку по платежам кредиторам, а на начисление штрафных санкций накладывается запрет. Этапы банкротства организует не сам должник, а специально назначенный финансовый управляющий, выполняющий функции посредника между гражданином, кредиторами и судом.

Если суд признает, что гражданин не может восстановить свою кредитоспособность в ближайшее время по объективным причинам, то он признается банкротом. В итоге его долги могут быть полностью списаны, реструктурированы или частично погашены путем продажи имущества. При этом отсутствие дорогостоящего имущества не является препятствием в списании долгов. Сведения о банкротстве заносятся в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ) и находятся в открытом доступе.

Расходы на процедуру банкротства

Прежде чем приступить к процедуре банкротства, необходимо знать, сколько денег потребуется на ее проведение. Расходы можно разделить на три группы.

Первый тип расходов - досудебные. Во-первых, необходимо заплатить госпошлину в размере 300 рублей за подачу заявления в арбитражный суд. Во-вторых, следует учесть затраты на судебный депозит, который составляет 25 000 рублей, и комиссию за его внесение - 750 рублей. Нужно также нанять финансового управляющего, что обойдется в 2500-10 000 рублей, а для подтверждения необходимости банкротства потребуется набор документов, за оформление каждой справки или выписки из которых следует заплатить. В целом досудебные издержки составят около 30 000 рублей.

Второй тип расходов - судебные. Суд может пригласить специалистов или экспертов, что увеличит расходы на 10 000 рублей. Необходимость отправлять письменные уведомления об участии в арбитражном процессе также считается судебной расходов. Почтовые траты на отправку уведомлений составят около 4000 рублей. В качестве дополнительных затрат на этом этапе следует учитывать публикации в информационной газете «Коммерсантъ» на стоимость около 10 500 рублей за каждую, а также оплату внесения сведений о банкротстве в ЕФРСБ за 600 рублей за каждую публикацию.

Итоговая статья расходов - прочие расходы. Сюда включаются затраты на транспорт, телефонные переговоры, банковские услуги и прочее. Обычно на такие расходы приходится не менее 3000 рублей за все время процедуры.

Минимальные затраты на процедуру банкротства физических лиц составляют около 45 000-50 000 рублей. Итоговая стоимость зависит от суммы долга и сложности списания. Чем крупнее долг, тем больше затрат придется вложить.

Финансовый управляющий: отдельная статья расходов при банкротстве

Согласно законодательству, ведение всей деятельности по процедуре банкротства возлагается на финансового управляющего, а не на должника. Начиная с момента запуска процедуры, финансовый управляющий взаимодействует с кредиторами и судом, имея полное право на доступ к информации, касающейся имущества гражданина, обязательств и прочего.

В широкий спектр услуг, предоставляемых управляющим, входят многие задачи: проверка обоснованности финансовых претензий кредиторов, управление средствами на счетах клиента, представление его интересов в суде, совершение сделок от его имени, запрос необходимых данных и документов, публикация сведений о ходе банкротства в ЕФРСБ и газете «Коммерсантъ», отчет по проделанной работе и многое другое.

Непреложной частью расходов при банкротстве является оплата услуг финансового управляющего. Единовременно за каждую процедуру вносится депозит в размере 25 000 рублей. Чтобы завершить банкротство, могут потребоваться несколько процедур, каждая из которых будет стоить отдельных денег. Например, процедура реструктуризации долга будет обязательна, если не будет подано ходатайство о реализации имущества.

Кроме процедурной части, на стоимость услуг влияют и другие факторы. Так, в случае реализации имущества должника, финансовый управляющий получает 7% от суммы выручки от реализации, а при реструктуризации — 7% от размера удовлетворенных требований кредиторов.

Более того, строго рекомендуется подать заявление о банкротстве самостоятельно и не ждать, когда это сделают кредиторы. Только тогда гражданин сможет выбрать управляющего, который учитывает его интересы. Размер оплаты услуг финансового управляющего оговаривается отдельно, но не должен быть слишком низким, потому что исход всего дела зависит от квалификации и опыта финансового управляющего.

Дополнительные юридические услуги при банкротстве: цена и выгода

Банкротство - сложная процедура, требующая соответствующих знаний и опыта. Нередко самостоятельная попытка провести эту процедуру может стать причиной провала дела из-за неправильно оформленных документов или из-за недостаточного опыта. В этом случае юридические услуги помогут сократить время и расходы, а также предоставят профессиональную консультацию относительно вашей конкретной ситуации.

Во-первых, юридические эксперты расскажут вам о критериях банкротства и помогут разработать план действий.

Во-вторых, профессиональные юристы помогут вам минимизировать риски и составят необходимый пакет документов за короткое время за приблизительную стоимость 15 тысяч рублей.

В-третьих, если вы решите доверить свою ситуацию юридической компании, они помогут вам подобрать финансового управляющего и защитить ваши интересы, внеся также судебный депозит за вас. Если вы заинтересованы в выводе имущества из-под запрета, юристы также могут вам помочь.

Многие компании предоставляют комплексные услуги, что довольно выгодно для клиента, поскольку он будет освобожден от необходимости посещения суда и изучения законодательства. Нотариальная доверенность на ведение дела уже оценена в 2000 рублей. Стоимость услуг по банкротству физических лиц включает ряд этапов и изменяется в пределах 100 000-150 000 рублей.

Особое внимание при выборе юридической компании следует обратить на известность, репутацию и опыт. Списание долгов - важный шаг в вашей жизни, поэтому этот выбор следует сделать с особой ответственностью.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *