Работа мерчандайзером: краткий обзор специальности
Мерчендайзер – это специалист сферы маркетинга, ответственный за организацию продаж. В своей работе мерчендайзер занимается продвижением отдельного товара или продукции конкретного бренда. Если придерживаться норм русского языка, то следует писать «мерчандайзер» вместо «мерчендайзер».
Рассмотрим, что включает в себя работа мерчандайзера в магазине. Он занимается анализом конкурентов, разрабатывает меры для увеличения продаж, создает оптимальный вариант размещения товара на прилавках. Также мерчандайзер проводит работу по дизайну витрин и выкладке товаров, что в свою очередь привлекает покупателей и увеличивает продажи.
Работа мерчандайзера подходит людям, которые обладают следующими качествами: творческий подход, высокая коммуникабельность, умение находить выходы из сложных ситуаций и быстро принимать решения. Если вы имеете данные качества, то работа мерчандайзера может быть подходящим вариантом для вашей карьеры в маркетинге.
Одна из наиболее распространенных профессий в сфере продаж - мерчандайзер. Несмотря на то что данная должность появилась в прошлом веке, суть деятельности остается не очень понятной для многих. Мерчандайзер - это специалист, который занимается стимулированием продаж, однако не взаимодействует напрямую с клиентами. Его работа заключается в том, чтобы организовать эффективный контакт покупателей с продукцией.
Работа мерчандайзера включает в себя выстраивание баланса между пятью элементами: товаром, местом, временем, объемом и стоимостью. Он должен иметь понимание того, с чем имеет дело, учитывать специфику локации, временные рамки и объем товара, а также принимать во внимание его стоимость. Если все факторы будут учтены, увеличение объема продаж может достигнуть 200-300%. Но для этого очень важно правильно подобрать мерчандайзеров.
Некоторые люди ошибочно считают, что главным элементом работы мерчандайзера является выкладка товаров. На самом деле это всего лишь одна из его обязанностей. Важнее всего правильно разместить продукцию, зная, как это повлияет на решение покупателей. Мерчандайзер отвечает за множество задач, включая изучение покупательского интереса, формирование ассортимента, конкурентный анализ и отчетность. Эти элементы помогают улучшить результаты продаж и добиться успеха в работе.
Часто в сфере мерчандайзинга контроль осуществляется супервайзером по мерчандайзингу. И хотя начать работу можно с должности мерчандайзера, через некоторое время есть возможность дорасти до руководителя. Для этого необходимо проявлять внимание к аналитике и отчетности, а не только заниматься выкладкой товаров.
Работа мерчандайзера: виды и возможности
Для того чтобы понять, как работает мерчандайзер, сначала необходимо определить его основную цель. А затем рассмотреть различные способы, которыми он достигает этой цели.
Основным местом работы мерчандайзера являются гипермаркеты и супермаркеты. Его могут закрепить за конкретной торговой точкой, в таком случае его называют стационарным. Однако, если мерчандайзер перемещается между различными магазинами в течение рабочего дня, то его называют мобильным. Но даже будучи мобильным, территория его деятельности может быть ограничена в соответствии с определенной торговой сетью или географией.
Существует несколько разновидностей мерчандайзеров в зависимости от подхода к их основным функциям:
- Технический мобильный или стационарный мерчандайзер, который занимается размещением продукции на полках и может работать как в одном магазине, так и перемещаться по сети.
- Визуальный мерчандайзер, создатель атмосферы, который знает, что кроме вида товара, важно создать правильную обстановку в магазине. Он работает чаще всего в одном магазине, создавая в нем неповторимую атмосферу.
- Перекрестный стационарный или мобильный мерчандайзер, который формирует тематические зоны под свой продукт. Он анализирует, вместе с чем покупают тот или иной товар (например, блины - как правило рядом с маслом).
График работы мерчандайзеров обычно очень гибкий. Он может быть частичной занятостью в разных форматах: от неполного рабочего дня до нескольких смен или по графику 2/2, а также работать только по выходным дням.
Основные критерии, которыми руководствуются работодатели при найме мерчандайзеров, достаточно просты и не требуют наличия высшего образования. Такие критерии можно перечислить следующим образом:
- Гражданство Российской Федерации или документы, подтверждающие наличие разрешения на работу в РФ.
- Наличие медицинской книжки.
- Физические параметры: устойчивость на ногах, быстрота реакции, выносливость.
- Личностные качества: коммуникабельность, внимательность, энергичность, умение работать в коллективе и быстро обучаться психологии клиентов.
Мерчандайзер, который не имеет опыта работы в этом направлении, но готов проходить стажировку и всесторонне изучать свое дело, имеет все шансы на успешное обучение и затем на трудоустройство. Ответственность и дисциплина – это то, что прежде всего интересует работодателя.
Студенты, которые ищут работу на неполный рабочий день или на выходных, смогут зарабатывать путем поиска вакансий мерчандайзера. Это отличная возможность работать и не отрываться от учебы. Кроме того, студенты получают ценный опыт и лучшие перспективы в будущей карьере, особенно если они изучают маркетинг.
Вопросы, касающиеся заработной платы, являются одними из наиболее важных и актуальных для любого работника. Если речь идет о мерчандайзере, то здесь тоже существует ряд факторов, который сильно влияют на размер получаемой им зарплаты. Сразу стоит отметить, что размер оплаты услуг мерчандайзера зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить регион, где расположен магазин, а также задачи, перед которым стоит специалист.
В марте 2019 года среднемесячный доход мерчандайзеров по всей стране составлял 31 200 рублей. Однако, как показывает статистика, заработная плата этой категории специалистов существенно разнится в зависимости от региона. Наиболее высокие зарплаты на данный момент платят на Московщине и в Ленинградской области.
Отметим, что зарплата мерчандайзера напрямую зависит от места работы, ведь крупные ритейлеры платят больше, чем небольшие магазины. Кроме того, на размер оплаты услуг мерчандайзера влияет вид занятости - полная, частичная или связанная с вахтой. Важен также список обязанностей - наличие дополнительных задач, таких как работа водителем, грузчиком или товароведом, повышает зарплату специалиста.
Если говорить о конкретных цифрах, то в Москве мерчандайзер может рассчитывать на получение максимум 75 000 рублей, в то время как в Санкт-Петербурге - на 52 000 рублей. Однако, стоит учитывать, что вакансии с неполным рабочим днем могут оказаться более выгодными, поскольку они позволяют работать с несколькими компаниями одновременно.
Стоит отметить, что для работы мерчандайзером необходимо обладать специальными профессиональными знаниями и навыками, однако для этой профессии не требуется высшее образование в области экономики. Поэтому, в целом, перспективы карьерного роста для специалистов по продвижению товаров, которые работают мерчандайзерами, достаточно высоки, а заработок вполне достойный, что делает эту профессию привлекательной для многих людей.
Фото: freepik.com