Какую франшизу лучше купить для бизнеса в России?
С момента открытия первого кафе по франшизе Baskin Robbins в 1992 году в гостинице «Россия», франчайзинг как сфера развития бизнеса стабильно развивается в России уже более 30 лет. Сегодня перед начинающим предпринимателем, желающим открыть свой стартап, возникает вопрос о том, работать ли с франшизой или нет. При принятии решения в пользу франшизы встает следующий вопрос: как выбрать наилучшую франшизу?
История франчайзинга началась с понятия «franchise», которое обозначало определенные преференции для предпринимателей, такие как проведение ярмарок, виноделие, охота и т.д. Во времена средневековья французские короли были обладателями этих прав, которые перепродавали соответствующим просителям. С середины XIX века новый современный вариант франчайзинга был представлен пивоварными компаниями Германии, которые предоставляли лицензии тавернам на эксклюзивную продажу пива и использование имени пивоварни в названии заведения.
Однако новая эру франчайзинга началась после завершения Второй мировой войны, когда экономика США и позднее Европы начала расти. Идея концепции «как продавать фастфуд» была предложена Рэем Кроком, создателем франшизы McDonald's, которая быстро стала одной из самых популярных и дорогих франшиз в сфере фастфуда. Идея была быстро продолжена и распространилась на все области бизнеса.
Однако в 60-70 годы прошлого века возникли проблемы с ростом бизнеса: хаотичные продажи франшиз привели к многим скандалам и банкротствам несостоятельных франчайзи. В результате идея франчайзинга была дискредитирована, но затем компенсирована созданием международных и национальных ассоциаций франчайзинга, которые в настоящее время регулируют франчайзинговые отношения в современной экономике. В настоящее время франчайзинг - это зрелая и прочно установившаяся бизнес-технология.
Структура франчайзинга – ключевые аспекты
Одним из способов расширения бизнеса является франчайзинг – передача права на использование бизнеса и технологий некой компании. В этом случае, правообладателем выступает франчайзер, а правоприобретателем - франчайзи.
Договор франчайзинга должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в Роспатенте. Если одно из этих условий не выполнено, то соглашение считается недействительным.
Типы франчайзинга по виду деятельности
- Товарный (торговый) франчайзинг - продажа определенного продукта или товара. Этот вид франчайзинга встречается чаще всего в сфере розничной торговли. Франчайзи использует в названии торговой точки наименование компании и обязуется продавать только продукцию франчайзера. Товарный франчайзинг составляет до 90% всей продукции моллов по всему миру, среди примеров можно назвать Zara, H&M, Baldinini и другие.
- Производственный франчайзинг – право на производство товаров. Франчайзер продает товарный знак и бизнес-технологии, а также в некоторых случаях обеспечивает поставки сырья. Яркими примерами производственного франчайзинга являются The Coca-Cola Company, PepsiCo, ХимRussia и другие.
- Деловой франчайзинг - право на открытие бизнеса в сфере франчайзера. Франчайзи получает возможность использовать имя и технологии франчайзера, может обучать персонал при поддержке материнской компании и т.д. Данный вид широко распространен в сфере услуг, общепита, в гостиничном бизнесе и других секторах экономики: Hilton, Yves Rocher, «ИНВИТРО».
Типы франшиз
- Прямая франшиза - непосредственная передача права от франчайзера к франчайзи. Этот вид франшизы наиболее удобен для региональных и национальных франчайзеров. В случае, когда речь идет о транснациональном франчайзинге, франчайзер предпочитает предлагать мастер-франшизу, если франшиза впервые предлагается на новом национальном рынке.
- Мастер-франшиза - когда все эксклюзивные права по выдаче франшиз от правообладателя получает региональный франчайзер. Такой франчайзер регулирует выдачу франшиз на определенной территории и определяет бизнес-стратегию в соответствии с интересами франчайзера: закрывает выдачу франшиз при переизбытке предложения, отслеживает соответствие ведения бизнеса требованиям договора франчайзинга.
Франчайзинг – достоинства и недостатки
В России многие маленькие и средние бизнесы не обладают высокой выживаемостью, что во многом обусловлено чрезмерными законодательными ограничениями и тем, что наиболее востребованные рынки товаров и услуг уже заняты. Стартапы могут потребовать огромных затрат на раскрутку своего бренда, и риски могут быть существенными, особенно в текущей экономической обстановке.
Эксперты сообщают, что около 85% новых компаний не выживают в первые пять лет своего существования, в то время как показатель разорения франчайзи составляет лишь 14–15% (согласно данным статьи "Тенденции франчайзинга в современной России" авторов Будариной Н. А. и Крилловой А. Н., 2020 г.). Франчайзинговые проекты, особенно в сфере быстрого питания и услуг, обычно показывают высокую выживаемость в экономические кризисы и периоды пандемий. Компании, такие как Subway, "Шоколадница", Papa John's, Cofix, "Хеликс", "ФИТ Автосервис" и другие, не только сохраняют стабильность, но и активно открывают новые предприятия.
Представленная в таблице информация о достоинствах и недостатках франчайзинга для франчайзи и франчайзера поможет разобраться в этом типе бизнеса. Франчайзи получает защиту от рисков начального этапа, оптимизацию затрат на рекламу благодаря "раскрученному" бренду, собственным рекламным кампаниям франчайзера, фирменной упаковке и презентационным материалам, а также получает поддержку со стороны франчайзера в обучении персонала, помощи при кредитовании и других проблемах. Однако свобода инициативы бизнеса ограничена условиями франшизы, затраты на ее покупку могут быть высокими, и франчайзи зависит от стабильности/нестабильности франчайзера.
Франчайзер, в свою очередь, может быстро запустить проект на новых рынках при минимальных затратах, минимизировать риски (они ложатся на франчайзи), экстенсивно развивать бренд и узнаваемость, а также получать доходы от продажи франшизы и роялти. Однако они могут столкнуться с недостатками, такими как потребность в выделении франчайзинга (развитие, менеджмент, контроль франчайзи) в отдельное направление работы компании, потерю конфиденциальности и проблемы с сохранением коммерческой тайны, а также соответствии программ учета и управления и затратами на обучение персонала франчайзи и контроль за соблюдением условий франшизы.
Как франчайзер, так и франчайзи знают, что наиболее перспективный бизнес - тот, который предлагает нечто уникальное для рынка, но при этом может быть стандартизированным и унифицированным. Именно поэтому образовательные, дизайнерские, финансовые, юридические услуги могут столкнуться с трудностями в развитии франчайзинга, поскольку бизнесу такого рода предпочтительнее использовать интенсивный путь развития.
Список "лучших" франшиз можно интерпретировать довольно условно. Важнее всего выделить популярные среди покупателей и наиболее выгодные франшизы. В летнем списке 2021 года Forbes опубликовал рейтинг наиболее эффективных проектов, получивших оценку на основе анализа нескольких сотен российских франчайзеров, начавших работать не менее трех лет назад в течение минимум 50 точек. Аналитики оценивали рентабельность, срок окупаемости новых проектов, ROI и среднюю годовую выручку точек. Методология составления рейтинга за 2021 год была скорректирована, чтобы учитывать условия пандемии, и эксперты не стали принимать в расчет число закрытых точек в 2020 году.
Заметите, что ROI (возврат инвестиций) - это коэффициент рентабельности инвестиций, который указывает на уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму инвестиций в данный бизнес. Обычно этот коэффициент выражается в процентах, иногда в виде дроби.
Пятерка лучших франшиз в списке компаний, требующих инвестиции от 5 миллионов рублей: "ФИТ Автосервис", "2ГИС", Sun School, "Papa Johns" и "Fix Price". Среди предприятий, чья франшиза требует вложений от 1 до 5 миллионов рублей, лидеры - IQ 007, "Этажи", "ПОЛИГЛОТИКИ", "ПОЗИТРОНИКА" и "Хеликс". Самые доступные франшизы (инвестиции в открытие точки не превышают 1 миллион рублей): KIBERone, "Чемпионика", Gelateria Plombir, "Юниор" и Ozon. Forbes. Рейтинг Forbes наиболее выгодных франшиз в 2021 году включал 30 проектов.
Однако следует понимать, что никакой рейтинг не обеспечивает беспрепятственного успеха франчайзи в бизнесе. Важно анализировать условия потенциального франчайзера и рассматривать размер инвестиций, не забывая о паушальном взносе и роялти, а также предполагаемый срок окупаемости. Не стоит оценивать все компании в рейтингах по одному и тому же критерию: изучив условия покупки их франшиз, становится понятно, насколько они различаются. Например, стоимость открытия франшизы сети кофеен "Шоколадница" составляет 2,5 миллиона рублей для паушального взноса + 7% роялти, в то время как покупка франшизы международной сети пиццерий Papa John`s предполагает паушальный взнос в размере 17 500 долларов (около 1,26 миллиона рублей) + 6% роялти от выручки.
Учтите, что сопоставимая стоимость известных российских франшиз с ценой франшиз популярных международных брендов объясняется высокой популярностью некоторых локальных брендов в России, которая может быть даже выше, чем у лидеров рейтинга топ-100 франшиз, составленных Entrepreneur's.
Существует особая специфика российского франчайзинга, поскольку не все отечественные франшизы соответствуют мировым стандартам. Сотрудничество подобного рода может с упрощенной формой сводиться до дилерства или продажи бизнес-идей, а договор франчайзинга может быть заменен договором поставки товаров и оборудования. Также стоит отметить, что российские правообладатели отличаются высокой лояльностью и умеренной настойчивостью в борьбе за чистоту бренда, что если с одной стороны дает некоторую свободу для франчайзи, то с другой стороны может дискредитировать бренд в глазах потребителей.
Поскольку приобретение франшизы является ответственным шагом, важно учитывать множество ключевых моментов, взвешивая все за и против, начиная с предполагаемого объема инвестиций и заканчивая собственным представлением о параметрах будущего бизнеса. В этом важном моменте может пригодиться помощь магазинов франшиз - профессиональных брокеров, которые имеют право представления того или иного бренда. Такие организации могут предложить не только услуги по подбору франшизы, учитывая желания покупателя, но и проверить подлинность бренда, подготовить необходимые документы, произвести аудит франшизы. Однако часто такие организации являются обычными каталогами франшиз, ориентированными на продвижение товарного знака на специализированных интернет-ресурсах.
Кроме того, хотя рейтинги являются полезными, успех бизнеса зависит от вдумчивого подхода к выбору партнера. Если надлежащим образом подойти к этому важному моменту, то, даже в трудные времена локдаунов и кризисов, есть надежда на то, что вложения окупятся. Учтите, что информация о стоимости предоставляется в ознакомительных целях и действительна на ноябрь 2021 года, а материал не является общественной офертой.
Фото: freepik.com