Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки
В условиях экономического кризиса руководители предприятий и ИТ-директоры задаются вопросом, какими должны быть ключевые критерии эффективности информационных технологий (ИТ) и как улучшить эти характеристики. Оборудование и программное обеспечение требуют постоянных инвестиций, которые не всегда окупаются, поэтому эта проблема актуальна для многих организаций.
В 2013 году на конференции издательского дома «Открытые системы» было отмечено, что ИТ-менеджмент в России стал полноправным инструментом для решения бизнес-задач. Это соответствует глобальной тенденции, отмеченной в исследовании The 2013 Gartner CEO and Senior Executive Survey. Согласно данным исследования, 70% руководителей продемонстрировали глубокое понимание важности управления IT-активами, а 31% планировало уделять больше внимания данному направлению.
Многие руководители боятся управлять постоянно растущей и совершенствующейся ИТ-инфраструктурой предприятия, так как этот процесс требует специальных знаний, привлечения сертифицированных специалистов и использования соответствующих технологий. Однако игнорирование этой стороны развития бизнеса может привести к серьезным последствиям, таким как использование нелицензионного программного обеспечения, что может привести к критическим сбоям в работе и конфликтам с правоохранительными органами. Кроме того, это может привести к потере и утечке важной для компании информации, неоправданно высоким расходам на IT-обеспечение, снижению эффективности бизнес-процессов и уменьшению скорости и качества коммуникации с деловыми партнерами и клиентами.
Верховенство IT-активов в настоящее время делает образование управления этими активами обязательным. К IT-активам следует отнести инфраструктуру (аппаратное обеспечение), лицензионное программное обеспечение, контракты с поставщиками и финансы. Однако каждой организации требуется решить, как управлять активами по своим потребностям и предполагаемой прибыли.
Управление IT-активами включает множество задач, которые включают:
- инвентаризацию (важно получить комплексные результаты не только в виде бухгалтерской информации, но и в качестве характеристик конфигурационных единиц – КЕ);
- непрерывный мониторинг – от приобретения до списания (учет действительных и недействительных лицензий, контрактов на лизинг, закупку и поддержку программного и аппаратного обеспечения, используемых и неиспользуемых, устаревающих и невостребованных активов);
- анализ и разнесение затрат по ключевым точкам расходов и бюджетам;
- выставление счетов;
- создание прозрачной отчетности для возможности сравнения себестоимости текущих закупок с рынком;
- оптимизацию процесса закупок (бюджетирование, стратегическое планирование, снижение и возмещение затрат).
Вся процедура управления IT-активами может и должна быть автоматизирована, для чего разработаны различные модульные решения. Выбор модулей зависит от необходимой глубины охвата процесса и требуемого уровня автоматизации, а также целей и задач, размера бюджета, сроков внедрения и стратегии развития.
Мировой опыт по управлению IT-активами на данный момент собран в библиотеке IBPL, которая была создана Международной ассоциацией менеджеров по управлению IT-активами (International Association of Information Technology Asset Managers, IAITAM). Также ориентиры приведены в международных стандартах ISO/IEC 20000, ISO/IEC 19770, COBIT, ITIL.
ISO/IEC 20000 – это международный стандарт, который определяет требования к компаниям, оказывающим IT-услуги. Он используется в работе таких высокотехнологичных организаций, как системные интеграторы, банки, страховые компании, интернет-провайдеры и разработчики программного обеспечения. ISO/IEC 19770 – это стандарт, который позволяет выстроить бизнес-процессы в компании таким образом, чтобы в них могло быть задействовано только лицензионное ПО. COBIT – это стандарты, которые определяют задачи информационных и смежных технологий. В них описываются цели и принципы управления, объекты управления, даются определения IT-процессов и требования к ним, а также описываются возможные инструменты реализации последних. ITIL – это британская библиотека лучших практических способов организации работы IT-подразделений и IT-компаний. На сегодняшний день она фактически является международным стандартом в описании фундаментальных процессов управления ИТ-услугами. На базе ITIL созданы структурированные подходы к управлению IT-услугами в ведущих подразделениях компаний Hewlett-Packard, IBM и Microsoft.
На сегодняшний день изучение теоретической базы по вопросам управления IT-активами доступно при обучении на специальностях «ИТ-менеджмент» в крупных технических вузах. К сожалению, не каждый IT-директор и генеральный директор предприятия владеют такими знаниями. Тем не менее, воплощение передовых идей управления IT обеспечивает эффективность ИТ-инфраструктуры всего предприятия.
Если вы решите внедрить процессы управления ИТ-активами, то на практике сможете получить следующие преимущества:
- Большую эффективность при управлении бюджетом;
- Качественное и стратегическое планирование;
- Надежное соответствие регулирующим требованиям;
- Определение путей снижения затрат и возможность их возмещения.
Решить проблемы управления ИТ-активами - задача для всех компаний. К некоторым самостоятельно это удается, но если вы хотите поднять на новый уровень управление ИТ-активами крупного холдинга, то вам необходимо обратиться за помощью к профессионалам.
Оценка рынка услуг менеджмента в информационных технологиях
Судя по данным IDC, российский рынок IT-услуг на 2015 год не самый привлекательный - долларовый сегмент, по их оценкам, снизится на 10%. Однако менеджмент в сфере информационных технологий все еще пользуется высоким спросом. Согласно IDC, запросы на управление IT-активами не снижались даже в кризисный 2008 год.
Согласно мировой тенденции, генеральный директор, а не IT-директор, становится главным заказчиком IT-сервисов в компаниях.
Рейтинг IT-компаний России
Если вы ищете компанию, которая поможет вам управлять вашими IT-активами, то вы, вероятно, задумываетесь о том, как выбрать ту, которая обладает всесторонним знанием в области информационных технологий, имеет партнерские отношения с лучшими поставщиками оборудования и программного обеспечения, а также гарантирует конфиденциальность и защиту вашей информации. На рынке уже давно существуют и известны следующие крупные компании:
Компания КРОК существует уже с 1992 года и является лидером на российском IT-рынке в сегменте предоставления услуг по созданию IT-инфраструктур (системной интеграции). Согласно данным IDC, доля КРОК на рынке составляет 16,1%.
Количество сотрудников компании превышает 2 200 человек, причем более 75% из них - технические специалисты, обладающие 4 400 профессиональными сертификатами. Для создания комплексных решений КРОК постоянно сотрудничает с более чем 200 производителями АО и ПО, включая Центры решений EMC, HP, Hitachi Data Systems, EON Reality, Symantec и Dell. Это дает клиентам возможность использовать новейшие технологии в своих бизнес-задачах.
Компания ежегодно завершает 2 000 проектов для корпоративных заказчиков, среди которых находятся крупные компании, такие как «Альфа-Банк», «Райффайзенбанк», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», X5 Retail Group N. V., «АШАН», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «РЖД» и многие другие. В 2013 году оборот компании составил 27 млрд руб.
Компания IBS была основана в 1992 году, и уже сейчас она занимает лидирующие позиции в первой пятерке различных отраслевых рейтингов. Группа компаний IBS имеет более 10 000 сотрудников, которые работают на всей территории мира. Она сотрудничает как с западными, так и с российскими поставщиками АО и ПО. Компания также предлагает широкий спектр услуг в области информационных технологий, включая разработку и внедрение ПО, бизнес-приложений и консалтинговые услуги в сфере ИТ. Кроме того, IBS предоставляет услуги ИТ-аутсорсинга.
Центр корпоративных внедрений и поддержки решений 1С также работает в компании. Её клиентами являются крупные предприятия, такие как «Росатом», «Газпром», Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, IBM, Dell, AMD, Ford и многие другие. Консолидированный оборот в 2014 году составил $903.6 млн.
Компания «Техносерв» была основана в 1992 году и уже много лет успешно занимается хранением и обработкой данных, мониторингом и построением ИТ-инфраструктуры, обеспечением информационной безопасности, а также ИТ-аутсорсингом и другими направлениями работы.
Компания имеет представительства в разных городах России и стран СНГ. Среди клиентов «Техносерва» такие крупные компании, как «Аэрофлот», «Российские железные дороги», «Связьинвест», «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» и многие другие.
За прошедший 2013 год компания «Техносерв» заняла одно из лидирующих мест в ТОП-3 рейтингов российских IT-компаний, составленных РА «Эксперт» и «Коммерсантъ Деньги», что свидетельствует о ее высокой репутации на рынке.
Количество сотрудников «Техносерва» превышает 2000 человек, а оборот за 2013 год составил 40,16 млрд рублей.
Компания NVision уже более 19 лет работает на рынке информационных технологий и предоставляет широкий спектр ИТ-услуг, таких как консалтинг, разработка и внедрение бизнес-приложений, построение и обслуживание ИТ-инфраструктур и других. На данный момент у компании имеется 20 представительств в России, а также 4 представительства в странах СНГ и Европы. NVision является партнером более 100 крупнейших мировых поставщиков АО и ПО.
Компания в настоящее время насчитывает более 3 500 работников. Они обслуживают 250 крупных заказчиков, в том числе такие известные бренды, как «ВТБ», «Мобильные ТелеСистемы», «Альфа-Банк», Министерство энергетики РФ, «Высшая школа экономики» и многие другие. Каждый год компания успешно реализует более 5 000 проектов.
В 2013 году выручка компании NVision достигла 39,4 млрд рублей. В 2014 году в рейтинге ИД «Коммерсант» компания заняла заслуженное 2-е место среди предоставляющих ИТ-услуг компаний.
Группа компаний «Астерос», созданная в 1998 году, на сегодняшний день состоит из нескольких организаций, в том числе «КАБЕСТ», «Астерос Консалтинг» и «Астерос Лабс», и имеет представительства в России и других странах СНГ. Основными направлениями деятельности являются построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры, систем безопасности (включая информационную), инженерных сетей, разработка и внедрение бизнес-приложений и ИТ-аутсорсинг. Компания имеет множество крупных клиентов, среди которых такие известные бренды, как «ВТБ», Сбербанк России, «Вертолеты России», РУСАЛ, РусГидро, «Северсталь», «ТНК-BP», «ВымпелКом», «МТС», МегаФон, Администрация Президента РФ, Министерство обороны РФ, Совет Федерации РФ, ФСБ России и ФТС РФ.
Количество специалистов в «Астерос» насчитывает более 1 700 человек. Компания была отмечена в рейтинге «Эксперт-400» в 2013 году, где заняла место среди крупнейших компаний России. Оборот «Астерос» за тот же год составил 19,7 миллиарда рублей.
Хотя все организации входящие в группу компаний «Астерос» заслуживают внимания, определить наиболее подходящий выбор можно только после анализа решений предложенных каждым из поставщиков услуг и их соответствия вашим требованиям.
Фото: freepik.com